Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Искусство стран Дальнего Востока » СТАТЬИ


Искусство Монголии
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография История стран и народов мира. Т. 3. — М., 1971; Всеобщая история архитектуры. Т. 9, 12 (кн. 2). — М.—Л., 1971—77; Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока // Малая история искусств. — М., 1979; Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии. — М., 1972; Майдар Д., Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. — М., 1980; Цултэм Ням-Осорын Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX в. — М., 1982.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.


         В конце X—XII вв. кочевые монгольские племена заселяли огромную территорию Центральной Азии. В начале XIII в. монгольский правитель Чингисхан (1206—1227) завоевал страны Азии и Восточной Европы и основал огромную империю. В 1220 г. Чингисхан основал первую столицу империи Каракорум («город черных скал») в долине реки Орхон. Каракорум вскоре превратился в крупный торговый, политический и культурный центр. Монгольские ханы стремились представить его центром не только Востока, но и всей Вселенной. Здесь было выстроено двенадцать храмов: девять буддийских, один христианский и две мусульманские мечети. Обнесенный глинобитной стеной, город имел, подобно китайским столицам, регулярную планировку; фасады его зданий выходили на юг, а ворота были ориентированы по сторонам света. Главным ансамблем города был ханский дворец (1235). Венчала дворец многоцветная черепичная крыша, которая ослепительно сверкала на солнце. Стены внутри дворца были украшены росписями, выполненными китайскими мастерами. Под полом была проложена отопительная система. Перед дворцом на парадной площади возвышалось серебряное дерево, увитое золочеными змеями и увенчанное ангелами. Когда во дворец прибывали почетные гости, ангелы трубили в трубы. У корней дерева располагались четыре серебряных льва. Из пасти змей лилось вино, а из пасти львов — кумыс. Ныне на месте древнего Каракорума остались лишь развалины нескольких построек да каменное изваяние колоссальной черепахи.
         В XIII веке были возведены и другие дворцы. Однако просуществовали они недолго. В XIV—XV вв. страна была охвачена междоусобными войнами; крупных сооружений в тот период не строили. Столица стала кочевать с места на место, а дворцами ханам, как и прежде, служили шатры, легко разбираемые и приспособленные к сильному ветру и частым переездам.
         В XVI — начале XX вв. в монгольских ханствах и княжествах основным видом жилища стала войлочная юрта на деревянном каркасе. Кочевая монгольская юрта представляет собой легкую круглую в плане постройку, которая без труда собирается и разбирается и может транспортироваться на вьючных животных. Каркас юрты составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка, входящая в общую стенку, состоит из плоских реек, наложенных друг на друга косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Свод крыши юрты состоит из шестидесяти выструганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный обруч (томно), а в нижней части опираются на решетку стен. Верхний край крыши поддерживается двумя шестами. Образующееся таким образом отверстие в крыше (дымник) служит для выхода дыма, а также для освещения жилища. На деревянный каркас юрты в несколько слоев накладывается войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега.
         Монументальное зодчество возродилось в Монголии в конце XVI в., когда в стране распространился буддизм и вновь стали строить многочисленные храмы. Появились постройки из дерева, в основу которых легла композиция юрты, а также кирпичные китайского типа и каменные тибетского типа храмы. Первым крупным монастырем стал Эрдэни-Дзу, выстроенный в 1585 г. близ Каракорума по образцу тибетских храмов. Эрдэни-Дзу состоял из трех храмов, возведенных на высоких беломраморных платформах и перекрытых массивными черепичными крышами с загнутыми кверху краями. Другой монастырь — Их-Хурэ, построенный в XVII в., стал основой города Урги, позднее же превратился в столицу современной Монголии Улан-Батор.
         Непременным атрибутом буддийского монастыря были субурганы — мемориально-культовые сооружения, в которых хранятся либо священные реликвии, либо прах или мощи лам. Субурган имеет форму колокола или полусферы (это его главная часть — дарохранительница), покоящейся на пьедестале. Венчает субурган шпиль из тринадцати горизонтальных колец или ступеней, завершающийся важнейшим буддийским символом — Колесом Закона. В архитектуре субургана сплелись традиции древнейших буддийских построек (ступа) и могильных курганов кочевых народов.
         В средневековой Монголии распространение буддизма способствовало развитию скульптуры, которая стала неотъемлемой частью храмового интерьера. Статуи милосердных и карающих буддийских божеств, духов и демонов выполняли из различных материалов — дерева, бронзы, глины, бумажной массы. Поскольку освещение в храмах было скудным, статуи золотили или раскрашивали в яркие цвета. Расцвет монгольской бронзовой скульптуры относится к XVII веку и связывается с именем Дзанабадзара — главы монгольского духовенства. Выполненные им статуи буддийских божеств, например богини милосердия Белой Тары, отличаются отточенностью форм, благородством линий и одухотворенностью. Юная прекрасная богиня сидит на лотосовом троне, являющимся символом чистоты и мудрости; в левой руке она держит цветок лотоса — символ духовного совершенства, мудрости и нирваны. Изображениям богини Тары близки по стилю так называемые «пять медитирующих Будд» (Будда Вайрочана). Наряду со скульптурой убранство монгольских монастырей составляли также иконы-танка, выполненные по тибетским образцам.
         Монгольские мастера достигли большого искусства в украшении оружия и конской сбруи, инкрустированных драгоценными камнями; в гравировке по металлу, филигранных украшениях женских головных уборов. Многие ремесла, созданные во времена Средневековья, продолжают свою жизнь и в наши дни.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer