Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Искусство стран Дальнего Востока » СТАТЬИ


Икэбана
Эпоха, стиль, направление период Муромати, период Момояма, период Эдо
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Энциклопедия «Япония от А до Я», http://www.japantoday.ru/japanaz/t44.shtml



         Искусство расстановки цветов в вазах — «икэбана» (букв.: «цветы, которые живут») восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в VI в.
         В современной Японии искусство икэбаны является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и необременительное занятие для досуга, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, освоения священного ритуального действа, приобретаемого в результате длительного кропотливого обучения, ибо для японцев икэбана остается не только значимым элементом национальной культурной традиции, но также и совершенной моделью мироздания.
         История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (букв.: «поставленные цветы»). Чаще всего композиция состояла из ветки сосны или кипариса и лотосов, роз, нарциссов, установленных в старинных бронзовых сосудах. С развитием светской культуры в X—XII вв. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях представителей аристократического сословия. При императорском дворе стали популярными особые состязания по составлению букетов. Во второй половине XV в. появилось новое направление в искусстве икэбаны, основателем которого был мастер Икэнобо Сэнъэй. Произведения школы Икэнобо отличались особенной красотой и изысканностью, их устанавливали у домашних алтарей, преподносили в качестве подарков. В XVI столетии с распространением чайных церемоний сформировался специальный вид икэбаны для украшения ниши-«токонома» в чайном павильоне. Требования простоты, гармонии, сдержанной цветовой гаммы, предъявлявшиеся ко всем предметам чайного культа, распространялись и на оформление цветов — тябана («икэбана для чайной церемонии»). Знаменитый мастер чая Сэнно Рикю создал новый, более свободный стиль — нагэирэ («небрежно поставленные цветы»), хотя именно в кажущейся беспорядочности заключалась особая сложность и красота образов этого стиля. Одним из видов нагэирэ была так называемая цурибана, когда растения помещались в подвешенном сосуде в форме лодочки. Такие композиции подносили человеку, вступавшему в должность или оканчивающему учебу, т.к. они символизировали «выход в открытое житейское море».
         В XVII—XIX вв. искусство икэбаны получило широкое распространение, возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов. Однако из-за популярности икэбаны композиции упростились, пришлось отказаться от строгих правил стиля рикка в пользу нагэирэ, из которого выделился еще один новый стиль — сэйка, или сёка («живые цветы»). В конце XIX в. мастер Охара Усин создал стиль морибана, главное новшество которого заключалось в том, что цветы размещались в широких низких сосудах.
         В композиции икэбаны присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Аранжировка этих компонентов осуществляется в соответствии со строгими правилами того или иного стиля. Стилистические особенности букета проявляются в выборе вазы и растений, в характере геометрической фигуры, которую образует композиция в целом, в пространственных отношениях между всеми элементами букета, например, в абрисе пустот между ветками и т.п. Однако икэбана — это вовсе не формальное соединение определенного набора компонентов, во всяком букете заключен глубинный смысл. Семантика букета может иметь философско-религиозное значение, букет может предстать как образ идеального мира, может быть воспринят как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок, может быть любовным или дружеским посланием и т.п.
         В икэбане нашли образное воплощение единство и борьба сил инь и ян, имеющих многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания.
         В семантике икэбаны первостепенную роль играют геометрические символы. Важнейшей геометрической формой является треугольник. Треугольник символизирует плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер, а также триады: Небо — Земля — Человек; рождение — жизнь — смерть; тело — ум — душа. Треугольник в квадрате олицетворяет единство божественного и человеческого, небесного и земного. Треугольник внутри круга выражает идею триединства той или иной сущности.
         Многообразию геометрических форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл. Так, зеленый цвет является олицетворением весны, символизирует восток и ассоциируется с планетой Юпитер. Красный цвет воплощает огонь, является символом юга и ассоциируется с планетой Марс. Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса; его связывают с западом, а также с белесым цветом Луны и сиянием планеты Венера. Черный цвет, символизирующий зиму и темные глубокие воды, ассоциируется с планетой Меркурий. Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы природы. Он воплощает идею центра и ассоциируется с планетой Сатурн.
         Важнейшей семантической категорией, нашедшей свое выражение в икэбане, является время. Так, полностью распустившиеся цветы, стручки и засохшие листья воплощают прошлое; едва начинающие распускаться цветы и свежие зеленые побеги символизируют настоящее; тогда как бутоны и набухшие почки олицетворяют будущее.
         Символика растений и их сочетаний образует в икэбане довольно сложный язык. Бамбук является символом долголетия и конфуцианского принципа сыновней почтительности, он олицетворяет мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма; бамбук — полый внутри, и этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистических стремлений сердце самурая. Частым мотивом икэбаны является хризантема — национальный символ Японии. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно глубоки и многоплановы. Например, их уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем. Хризантемы возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.
         Сосна олицетворяет молодость, роза — долголетие, пион — процветание, орхидея — радость. Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери; икэбана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет наслаждение жизнью, ее полноту и терпкий аромат.
         Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, являются символами двенадцати месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).
         У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: «ханами» (любование цветами), «цукими» (любование луной) и «юкими» (любование снегом). Отличие икэбаны от других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека. Создатель икэбаны творит, подобно самой природе, художественную реальность. В известном смысле композиции икэбаны — это образ идеального бытия как антипода смерти.
         В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка (Икэбана, школа Икэнобо; Икэбана, школа Охара), и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы (Икэбана, школа Согецу). Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и в России.

Изображения

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer