Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мартос, Иван Петрович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мартос Иван Петрович
Мартос, Иван Петрович (1754—1835) — скульптор, яркий представитель русского классицизма конца XVIII — начала XIX столетия. Выдающийся мастер монументальной, декоративной и мемориальной скульптуры.
 
Эпоха, стиль, направление классицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Алпатов М.В. Иван Петрович Мартос. 1752-1835. – М.; Л., 1947; Гофман И. Ф. Иван Петрович Мартос. – Л., 1970; Иван Мартос. Известный и неизвестный... Портрет в творчестве скульптора / Авт. статьи и каталога Е.Карпова. – СПб.: Гос. Русский музей; Palace Editions, 2005; Коваленская Н.Н. Мартос. – М.; Л., 1938.



Иван Петрович Мартос родился в 1752 году на Украине в местечке Ичне Черниговской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он был отдан в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где в течение восьми лет учился «скульптурному художеству».

Окончив Академию с золотой медалью, Мартос продолжил образование в Риме. По возвращении в Петербург он становится преподавателем скульптурного класса Академии художеств.

Мартос — один из самых значительных представителей классицизма в русском искусстве. Ему принадлежит целый ряд памятников и барельефов. Наиболее известным среди них является памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве (1804—1818).

Бурная творческая активность Мартоса выдвинула его в число крупнейших мастеров своего времени. Без его участия не обходился почти ни один значительный официальный заказ.

В создании памятников мастер достигает высокой чистоты стиля и античной гармоничности. Среди наиболее значительных его работ также можно назвать памятник в Одессе  губернатору герцогу де Ришелье (бронза, 1823—1828), эффектно поставленный над спуском к морю, памятник М. В. Ломоносову в Архангельске (гранит, 1826—1829, установлен в 1832 ), Александру I в Таганроге (1831).

В начале 1780-х годов Мартос создал серию скульптурных портретов. Из них наиболее известны портреты Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782).

В последние десятилетия XVIII столетия Мартос в основном работает в жанре мемориальной скульптуры. В это время приобретает широкое распространение надгробная скульптура. В начале Мартос создавал мраморные рельефы, перейдя затем к развернутым скульптурным композициям. Он стремился передать в надгробиях трагедию скорби, но вместе с тем и чувство просветленности — принятия смерти как необходимого завершения жизни. Скульптор варьирует композиции, разнообразно сочетает аллегории и эмблемы печали, скорби, смерти. Таковы надгробия (преимущественно мраморные) С. С. Волконской (1782, Третьяковская галерея), М. П. Собакиной (1782, Донской монастырь, Москва), П. А. Брюса (1786—1790, там же), Е. И. Гагариной (бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), Павла I (1807, Павловск).

Простота и лаконичность стиля, мастерская композиция в многосложных барельефах, правильность рисунка, выразительная лепка, искусная драпировка — таковы отличительные черты классицистического искусства Мартоса.

В 1800-е годы мастер исполнил также немало монументально-декоративных работ (пластическое убранство «Зеленой столовой» Екатерининского дворца в Царском селе, декор Тронного зала Павловского дворца). Особого упоминания заслуживает рельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора (известняк, 1804—1807), а также ряд садовых скульптур (Памятник родителям в Павловском парке, мрамор, после 1798; статуя Актеона для фонтанов Петергофа, золоченая бронза, 1801).

Большой вклад в развитие отечественного искусства Мартос внес как педагог. С 1794 года он был профессором, а с 1814 года — ректором Академии художеств.

Мартос неустанно работал всю свою жизнь, развивая вкус и совершенствуясь как ваятель. Уже в преклонные годы он говорил: «Скульптор должен знать во всей подробности всякое наружное движение человека, анатомию, пропорции, совершенную правильность рисунка и душевные страсти».

Умер Иван Петрович Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года.

 

Пелевин Ю. А.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. XIX в. (вторая четверть)
Литература XVIII в. XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. XIX в. (вторая четверть)
Музыка XVIII в. XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. XIX в. (вторая четверть)
История XVIII в. XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer