Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Растрелли, Франческо Бартоломео » СТАТЬИ


Смольного монастыря собор в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748—1764

Санкт-Петербург, Россия
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография 50-летие Воскресенского собора всех учебных заведений. 1835-1885. – СПб., 1885; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия. – СПб., 1994. Т. 1.

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. – М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. – СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000.

Источники Текст – Пелевин Ю.А.


Собор Смольного монастыря был создан по проекту выдающегося зодчего середины XVIII века Франческо Бартоломео Растрелли. За свою долгую жизнь храм именовался по-разному: Воскресения Словущего, Воскресенский собор, Собор всех учебных заведений.

Распространенное название Воскресенского Новодевичьего монастыря как «Смольного монастыря» восходит к первым годам существования Петербурга, когда на этом месте, на излучине Невы, находился Смоляной двор. Здесь готовили смолу для нужд Адмиралтейства. В 1720 году близ смоленых варен Петр I построил загородный дворец, получивший имя Смольный и предназначавшийся для пребывания в нем летом дочери государя, великой княжны Елизаветы Петровны. После вступления на престол она изредка посещала прежнее жилище, где прошла ее юность.

Пожар 1744 года уничтожил главный корпус дворца. Тогда Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц. В этот монастырь она и сама собиралась уйти на покой.

Храм был заложен 30 октября 1748 года как соборная монастырская церковь. После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году строительство замедлилось. В 1762 году началась отделка церкви (арх. Ю. М. Фельтен), но она не была завершена. Вчерне строение было закончено к 1764 году. После упразднения монастыря все работы были прекращены, собор так и не освятили.

В 1828 году церковь была передана в ведение учебных учреждений императрицы Марии Федоровны, и в 1832—1835 годах архитектором В. П. Стасовым были осуществлены достройка и внутренняя отделка здания. До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.

Вся композиция постройки отличается необыкновенной пластичностью, совершенством пропорций и создает впечатление устремленности ввысь. Вокруг собора расположены четыре церкви, которые организуют общее пространство в форме креста.

Основной массив четырехстолпного храма завершен пятиглавием. К центральной главе с куполом на высоком барабане примыкают по диагонали небольшие угловые главки. Близко продвинутые к центру, они составляют целостную группу богато разработанного верха храма.

Собор отличается разнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшении использована позолоченная лепнина. Колонны и пилястры, охватывающие каждый этаж, сосредоточены на углах ступенчатых ризалитов, которые выступают из основного массива здания. Сочные раскреповки антаблемента подчеркивают пластику храма.

В первой половине 1830-х годов специально для Смольного собора были написаны иконы. Огромный запрестольный образ «Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института» (1832—1835. ГРМ) был создан А. Г. Венециановым. Другие иконы писали его ученики, такие видные художники, как П. В. Басин, А. В. Тыранов и другие.

Собор и весь ансамбль Смольного монастыря — одно из лучших архитектурных строений Санкт-Петербурга, выполненных в стиле русского барокко.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer