Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Растрелли, Франческо Бартоломео » СТАТЬИ


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756

Город Пушкин, Россия
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография

Дворцы и парки города Пушкина. Альбом. – Л., 1985; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. [Альбом-монография]. – Л., 1985; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Пригороды Ленинграда. Архитектурно-художественные памятники XVIII-XX веков. – Л.: Искусство, 1985; Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село – резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. – СПб., 2000; Музеи и парки Пушкина. 6 изд. – Л., 1980; Семенникова Н. Пушкин. Дворцы и парки. 2 изд. – Л., 1987.

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. – М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. – СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. – СПб., 1997; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000.

Источники Пелевин Ю.А.


Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Им принадлежал дворец в XVIII веке, и они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.

Над созданием царской резиденции начиная с 1718 года последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Однако ведущая и определяющая роль в возведении уникального здания принадлежала архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне он возглавил строительство царскосельского дворца и довел его до конца.

Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты — в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.

На западной стороне вместо Оранжерейного зала Растрелли сооружает Парадную лестницу с высокой кровлей, увенчанной звездой. Отсюда название — Корпус под звездой. Расположенную на восточной стороне церковь архитектор увеличивает по габаритам и завершает пятиглавием. Между церковью и соседним дворцовым флигелем на уровне второго этажа Растрелли устраивает закрытый Висячий сад. Зодчий словно стремится доказать, что дворец императрицы Елизаветы ничем не уступает чертогам легендарной правительницы Семирамиды.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

В целом архитектурный образ Екатерининского дворца характерен для стиля позднего, елизаветинского барокко. Правда, со временем в оформлении интерьеров дворца отразились различные художественные стили, главным образом классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили декор в стилистике так называемого «историзма».

Императоры и члены семьи Романовых с большим удовольствием проводили досуг в своей загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и последний владелец дворца Николай II) считал своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку парадных покоев и многочисленных помещений дворца.


Пелевин Ю. А.

Изображения

Статьи

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в. XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer