Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Растрелли, Франческо Бартоломео » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Растрелли, Франческо Бартоломео

Город Пушкин, Россия
Растрелли (Rastrelli) Франческо Бартоломео де (1700-1771) – архитектор, художник-декоратор и график. Крупнейший российский зодчий XVIII столетия, выдающийся представитель русского барокко.
 
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография

Аркин Д.Е. Б. Растрелли. – М., 1954; Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. – СПб., 1994; Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. – Л., 1963; Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII – начала XIX века. – М.: Изобразительное искусство, 1994; Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999; Козьмян Г.К. Франческо Бартоломео Растрелли // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. – СПб., 1997; Курбатов В.Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, художественная печать. 1912. № 1/2; Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. – СПб., 2000.

Источники Пелевин Ю.А.



Франческо Бартоломео Растрелли  родился в 1700 году в Париже, скончался в 1771 году в Санкт-Петербурге. Род Растрелли известен и древен. Дед архитектора происходил из итальянского города Флоренции, родины Данте, Петрарки, Микеланджело. Отец архитектора – знаменитый скульптор Бартоломео Карло де Растрелли, в 1716 переселившегося в Россию. Царь Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов. В числе приглашенных оказался скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), проживавший в Париже. В 1715 году он подписал договор, что обязуется служить царю Петру: создавать статуи, строить дома, изготавливать цветные искусственные мраморы, придумывать разные машины для театра. В конце марта 1716 года семейство Растрелли прибыло на берега Невы. Суровый Петр отдал повеление, чтобы приезжие "...времени даром не теряли и даром не жили". Потому Бартоломео Растрелли, его помощник Петр и сын Франческо чуть ли не на следующий день приступили к работе.

Достоверных сведений об ученических годах Растрелли, проходивших за границей, не обнаружено. В 1716 -1725 годах он работал в Петербурге, затем проходил обучение во Франции; в 1730 – 1763 годах находился на службе при российском дворе. В материальном плане Растрелли жил неплохо. Имел собственный дом на Невском проспекте, против Гостиного двора. Получив отставку, он ездил с семьей в Италию, предлагал свои услуги королю Пруссии Фридриху II, но, не получив заказов, вернулся в Петербург. Ради хлеба насущного пришлось заняться продажей картин, которые он привозил из Италии. В 1770 по прошению Растрелли Академия художеств избрала его "вольным общником" (почетным членом). Место захоронения великого архитектора неизвестно.

Растрелли женился, предположительно, в 1732 году на девице Уоллес (Walles), в начале 1733 года у него родился сын Иосиф Яков. В 1734 году – дочь Елизавета Катерина де Растрелли, в 1735 году рождается вторая дочь – Элеонора. К несчастью, в 1737 году Иосиф Яков и Элеонора умерли от холеры.

За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди которых поражают смелостью архитектурных решений и масштабом: Большой дворец в Петергофе (1747 - 1752), Смольный монастырь (1748 - 1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1757) и самое грандиозное творение Зимний дворец (1754 - 1762) - одно из интереснейших сооружений в стиле барокко в истории мировой архитектуры (площадь 10441 кв. м, 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон, 117 лестниц). Занимавший более 20 лет пост "обер-архитектора" двора, Растрелли являлся официальным руководителем всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России – Петербурга.

 

Первой самостоятельной постройкой Растрелли был не сохранившийся дворец молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1729 году сын господаря Антиох Кантемир писал: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор; за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах».

После восшествия на престол Анны Ивановны в 1730 году Франческо Растрелли стал придворным архитектором. Императрица повелела возвести для нее дворец в Кремле напротив арсенала. Дворец не сохранился до настоящего времени. Каким он был, ученые узнали только в 1968 году, обнаружив в архиве подробное описание дворца. Он состоял из двух строений: основного корпуса и громадного тронного зала. Отделку зала и дворцовых покоев исполнили на западный манер. Бревенчатые стены обтянули холстом, расписанным под мрамор. Вдоль стен зала и парадных покоев установили позолоченные и посеребренные деревянные статуи на точеных постаментах. Особой роскошью выделили спальню императрицы. Стены обшили ореховыми панелями, дубовый паркет уложили в затейливом узоре, над каминами и дверьми повисли гирлянды золоченых резных «фруктов». Потолок украшен расписными плафонами. Не сохранилась и другая работа Растрелли – Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны (1742 – 1747, находился на месте Михайловского (Инженерного) замка). С 1744 г. он руководил постройкой Аничкова дворца, отделка которого продолжалась до 1750 г. Постройка Летнего и Аничкова дворцов приносит Растрелли известность; он получает заказы не только двора, но и вельмож. Аничков дворец дошел в искаженном виде (вследствие перестроек в начале XIX века). Чтобы представить, как выглядела эта крупная постройка Растрелли, следует обратиться к гравюрам XVIII века. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), дворец графов Строгановых на Невском (1753).

Одно из лучших произведений Франческо Бартоломео Растрелли – Смольный монастырь — замечательный образец русского барокко XVIII века. Столичный монастырский ансамбль разработан зодчим с исключительным великолепием и размахом. Главным монастырским строением является собор, который доминирует в архитектурном комплексе. Основной массив четырехстолпного храма завершен пятиглавием. К центральной главе с куполом на высоком барабане примыкают по диагонали небольшие угловые главки. Близко продвинутые к центру, они составляют целостную группу богато разработанного верха храма. Вся композиция постройки отличается необыкновенной пластичностью, совершенством пропорций и создает впечатление устремленности ввысь. Собор поражает роскошью отделки, совершенством пропорций и разнообразием форм. В его декоре, решенном в бело-голубой гамме, использована белая и позолоченная лепнина. За свою долгую жизнь храм в литературе именовался по-разному: Воскресения Словущего, Воскресенский собор, Собор всех учебных заведений. Распространенное название Воскресенского Новодевичьего монастыря как "Смольного монастыря" восходит к первым годам существования Петербурга, когда на этом месте, на излучине Невы, находился Смоляной двор. Здесь готовили смолу для нужд Адмиралтейства. В 1720 году близ смоленых варен Петр I построил загородный дворец, названный Смольным и предназначенный для пребывания в нем летом своей дочери, великой княжны Елизаветы Петровны. После вступления на престол она изредка посещала прежнее жилище, где провела юность. Пожар 1744 года уничтожил главный корпус Летнего дворца. Тогда Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц. В этот монастырь она и сама собиралась уйти на покой. Келейные корпуса организуют монастырское пространство в форме креста, по углам которого расположены еще четыре церкви: Святых Захарии и Елизаветы, Святой Екатерины, Святого Александра Невского и Святой Марии Магдалины. Постройки Смольного монастыря были заложены Ф.Б. Растрелли в 1748 и окончены вчерне к 1764 году. Свой замысел, полностью не осуществленный, архитектор запечатлел в замечательной резанной из дерева и раскрашенной модели. После упразднения монастыря все работы были прекращены, собор так и не освятили. Во второй половине XVIII века строительство приостановилось. Архитектор-классицист В.П. Стасов, завершая возведение монастыря в 1832-1835 годах, отказался от роскошного барочного декора и придал отделке интерьера более строгий характер, вопреки замыслу Ф.Б. Растрелли, представленному в модели. До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.

В тот же период Растрелли разработал проект Андреевской церкви в Киеве, которую императрица Елизавета "собственноручно" заложила в 1744 г.

В 1746 – 1755 годах архитектор работал над созданием ансамбля Петергофа. Петергофский дворец просторным открытым вестибюлем смотрит на Верхний сад, на дорогу, идущую по суше. Главный фасад дворца обращен к морю. От партера парка с фонтанами широкие террасы ведут к вершине гряды, где возведен дворец. Дворец вырастает над террасами, стремясь оторваться от земли. Почти на 300 метров в длину протянулось новое здание. Синева моря, шуршание фонтанных струй, бирюзовые стены дворца на фоне неба, белое сияние крыши, сверкающая на солнце позолота резных украшений – все сливается в единый ансамбль. И во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей".

С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. Б. Растрелли возглавлял строительство загородной резиденции русских царей в Царском селе. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец. Помимо дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу. Царскосельский ансамбль по праву можно назвать одной из вершин русского барокко. Стиля, в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал фасады здания, успешно использовал цвет; активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль «елизаветинским», или «растреллиевским барокко».

Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века. Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф.Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. Южный фасад прорезан тремя въездными арками, которые ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших залов, так называемых «антикамер», за ними — огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый театр. Интерьеры дворца менялись, а в 1837 году сильный пожар уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах. Дворец восстановлен в конце 30-х годов XIX века.

Растрелли прожил семьдесят один год, из них большую часть – в России. Прибыв в северную столицу юношей, учеником своего отца, он достиг всех возможных для архитектора почестей, а скончался без дела, в скромном достатке. Но сооруженные им дворцы и храмы – и те, что уцелели, и те, что были подняты из руин после окончания Второй мировой войны – вызывают сегодня у нас неподдельное восхищение. Ибо они часть полученной нами в наследие духовной и художественной культуры.

В 1923 году именем Растрелли названа площадь перед Смольным монастырем.

Пелевин Ю.А.

 

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer