Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Архитектура стран Западной Европы XIV—XXI вв. » СТАТЬИ


Искусство Германии XVIII в.
Эпоха, стиль, направление рококо, барокко, неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество мелких королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель сохранялось крепостное право) не способствовали развитию страны. Но именно к этому времени относится творчество выдающихся деятелей науки и культуры, таких как писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте, философ Иммануил Кант, композитор Иоганн Себастьян Бах и многих других.
         Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трех немецких государствах — Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге — художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, в Дрездене — мастер городского пейзажа Бернардо Белотто.

Архитектура и скульптура
         С Баварией тесно связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687—1753). Самой крупной постройкой Неймана стала резиденция архиепископа-курфюста Франконии (1719—44) в Вюрцбурге, которую впоследствии расписал Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом — сто шестьдесят семь метров. Чтобы избежать однообразия, Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен строго и просто; верхние украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуются гармония и тонкий вкус. В интерьере дворца особенно сильное впечатление производит парадная лестница — монументальная и изысканная.
         Старшим современником Неймана был архитектор Маттеус Даниель Пёппельман (1662—1736), работавший преимущественно в Саксонии. Основное дело его жизни — строительство в Дрездене парадной резиденции курфюстов Саксонии — так называемого Цвингера (1711—28). Резиденция была возведена у крепостного рва, где в Средние века держали диких зверей, отсюда ее название (нем. Zwinger — «клетка для зверей»). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трех сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застекленными арками. Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается купол в форме короны, венчающей ворота. Все сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуры для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Весь ансамбль кажется пронизанным светом, радостным, праздничным настроением.
         Пышность убранства, стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Саксонии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова Хофкирхе (дворцовая церковь) в Дрездене (1738—56), созданная архитектором Гаэтано Кьявери (1689—1770). Необычно выполнен ее западный фасад: прямо над входом расположена колокольня, высота и обилие украшений которой сразу притягивают к себе внимание.
         Интересен протестантский храм Фрауэнкирхе (1726—43) в Дрездене, построенный архитектором Георгом Бером (1666—1738) и разрушенный во время Второй мировой войны. Облик дрезденского храма был строг, даже суров: для его декорации использовались лишь простые плоские архитектурные украшения, скульптура полностью отсутствовала. Бер попытался показать, что архитектура барокко прекрасно может передавать строгий и сосредоточенный дух протестантского богослужения.
         Для короля Пруссии Фридриха II (1740—86) архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699—1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, королевскую резиденцию Сан-Суси (1745—47), название которой переводится с французского как «без забот». Это вытянутое одноэтажное здание с изящной балюстрадой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого рококо. В центре дворца — овальный зал, крытый куполом. Полукруглый парадный двор окружен колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы: скульптура, декоративная живопись, мебель, зеркала — образуют цельный, тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настраивать на особое восприятие мира — радостное и беззаботное.
         Но именно в Пруссии постепенно сложилась архитектура немецкого неоклассицизма — холодная, тяжеловесная, официальная. Яркий пример этого стиля — Бранденбургские ворота в Берлине (1788—91), образцом для которых архитектор Карл Готхард Лангханс (1732—1808) избрал Пропилеи — парадный вход на афинский Акрополь. Гигантское сооружение Лангханса с двенадцатью стоящими попарно колоннами, скорее мрачное, чем величественное, демонстративно торжественное, оказалось очень созвучно архитектуре следующего, XIX столетия.
         Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (около 1660—1714). Так, в конном бронзовом памятнике курфюсту Фридриху Вильгельму II в Берлине Шлютер, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII века. Композицию дополняют статуи скованных рабов, подпирающие постамент и олицетворяющие побежденных врагов Пруссии. Скульптурный ансамбль отличает острота портретной характеристики, монументальность и динамичность композиции. Каждая деталь показывает высочайшее мастерство скульптора и тонкое чувство материала.

Живопись
         Крупнейшим художником немецкого неоклассицизма был Антон Рафаэль Менгс (1728—79). Менгс создавал и монументальные росписи, и камерные портреты, во всем ориентируясь на свой идеал — античное искусство и живопись болонских академистов. Это прекрасно видно на его полотнах на мифологические сюжеты. Так, на картине «Персей и Андромеда» (1777) царят строгий расчет и стремление к композиционному равновесию и внутреннему благородству. Однако автору мешают довольно сухой рисунок и вялый, невыразительный колорит. Искусство Менгса воплощало только внешние формы древних памятников, абсолютно не проникаясь их духом. Куда более интересны портреты кисти Менгса. Здесь мастер уже не подражает древним. Его техника становится более свободной и энергичной, художник точно передает характеры и настроение своих героев («Автопортрет»).
         В эпоху неоклассицизма немецкая живопись особенно тяготела к жанру портрета. Антон Граф (1736—1813) написал более полутора тысяч портретов, среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства — немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима Лессинга и других. Художник увидел неповторимые черты характера каждого из них, уловил настроение и тонко передал все это в живописи.
         Сказанное в равной мере относится и к работам Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751—1829). Огромную популярность приобрел его портрет «Гёте в Кампанье» (1787). На фоне эффектного итальянского пейзажа великий поэт предстает как некий идеал творческой личности, однако при этом его облик остается удивительно естественным. Мастер сумел уловить момент, когда вдохновение преображает его героя даже внешне.
         Художница Ангелика Кауфман (1741—1807) много лет жила в Италии. Проникшись идеями историка искусства И.И. Винкельмана, она создала множество работ на античные сюжеты. Но лучшим ее достижением следует считать портреты, особенно женские («Автопортрет»). Здесь есть и точные наблюдения над характером модели, и тонкость живописной техники.
         В целом архитектура и изобразительные искусства не были сильной стороной культуры Германии XVII—XVIII столетий. Немецким мастерам часто не хватало той самостоятельности и творческой дерзости, которая так привлекает в искусстве Италии и Франции.

Декоративно-прикладное искусство
         С 1710 г. в Саксонии существовало фарфоровое производство. Первоначально возникшее в Мейсене, позднее оно распространилось и в другие города. Помимо дорогой изысканной посуды (Чайник) фарфоровые мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо (Пастух, играющий на флейте, с собакой). Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками, покорявшими зрителей изысканной нежностью красок (Графинчик для уксуса с крышкой). Но особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» — сцены утонченных развлечений аристократии (Чайная чашка). Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной легкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утонченностью формы.

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XVIII в.
Литература XVIII в.
Музыка XVIII в.
История XVIII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer