Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Архитектура стран Западной Европы XIV—XXI вв. » СТАТЬИ


Искусство Италии XVII в.
Эпоха, стиль, направление барокко
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера. — М.: «Искусство», 1999; Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1—3. — М.: Белый город, 2006; Всеобщая история искусств. — Т.4. — М.: «Искусство», 1963; Федотова Е. Италия. История искусства. — М.: «Белый город», 2006; Фосси Г., Буссальи М., Рейке М. Искусство Италии: Живопись. Скульптура. Архитектура. X—XX вв. — М.: «Белый город», 2001; Рим. Флоренция. Венеция / Пер. с итал. — Флоренция: Casa Editrice Bonechi, 1996.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.


         На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека. В 1555 г. папа римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.
         Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и определили его основные черты. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений — все это было призвано создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco — «странный», «причудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глубинного смысла.

Архитектура и скульптура барокко


         Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль объединил постройки разных эпох в единое целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.
         Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведенную к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—73) и Джакомо делла Порта (ок. 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).
         Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где их ждет пространственный прорыв вверх.
         Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными деталями — волютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее даже появился термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).
         Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
         Главным делом жизни Карло Мадерна (1556—1629) стала перестройка собора Св. Петра (1607—12), возведенного в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Возвращаясь к идее латинского креста, Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада. Таким образом из центрического собор превратился в вытянутый базиликальный (Собор Св. Петра. Фасад). Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила св. Петра.
         Франческо Борромини (1599—1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвел церкви Сант-Иво алла Сапиенца во дворе Римского университета (1642—60) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), а также фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне на пьяцца Навона (1653—57).
         Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, и ее движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь все располагает к сокровенному общению человека с Богом.
         В XVII в. в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо Барберини (1625—63). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

         Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини — крупнейший представитель итальянского барокко. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной мере проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре. Постройки Бернини отличаются пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами. Используя различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты, Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру. В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани; его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью. В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью. Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII—XVIII вв.

Живопись


         В итальянской живописи XVII в. значительное место занимал так называемый «болонский академизм» — направление, возникшее в 1585 г., когда художники Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи открыли в Болонье небольшую частную мастерскую, которая называлась «Академия вступивших на правильный путь». Братья хотели воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению, пришедшее в упадок. Такая точка зрения имела под собой серьезные основания — во второй половине XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики маньеризма — направления, возникшего в Италии в 20—30-е гг. Они утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создает свои произведения на основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, непредсказуемого и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по ее техническому исполнению. Обучение мастерству не считалось столь уж важным делом. Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощен в искусстве античности, Возрождения, и прежде всего, в творчестве Рафаэля. В академии основное внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не только от ловкости кисти, но и от образования и остроты интеллекта, поэтому в их программе появились теоретические курсы: история, мифология, анатомия.
         Одна из первых работ болонских академистов — выполненные Аннибале и Агостино Карраччи фрески на сюжеты «Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлениии чувствуется сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от последнего, у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясность композиции («Триумф Вакха и Ариадны»). Совершенство формы занимало их гораздо больше, чем содержание.
         Среди выпускников академии особой популярностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (собственно Доменико Цампьери,1581—1641) и Гверчино (собственно Франческо Барбьери, 1591—1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то же время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не менее у каждого из них есть интересные черты. Так, в картине Доменикино «Последнее причастие св. Иеронима» (1614) очень выразительный пейзаж притягивает зрителя куда больше, чем основное действие, напыщенное и перегруженное деталями. «Аврора» (1621—23), плафон Гверчино в римской вилле Людовизи, поражает зрителя захватывающей энергией, с которой движутся богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны рисунки Гверчино, выполненные, как правило, пером с легкой размывкой кистью. В этих композициях виртуозность техники стала уже не ремеслом, а высоким искусством.
         Особое место среди академистов занимает Сальватор Роза (1615—73). Его пейзажи не имеют ничего общего с прекрасной античностью. Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с заброшенными руинами. Здесь непременно присутствуют люди: бродяги, солдаты, особенно часто разбойники (в Италии XVII в. банды разбойников порой держали в страхе города и целые провинции). Разбойник в произведениях Розы символизирует присутствие в природе некоей мрачной, стихийной силы. Влияние академических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в стремлении «облагородить» и «подправить» натуру.
         При всей своей противоречивости болонские академисты сыграли в развитии живописи очень важную роль. Принципы обучения художника, разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы образования, существующей до сих пор.

Монументальная живопись барокко
         Традиции монументальной живописи сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образцом тех мистических видений, которые даются человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых. У истоков монументальной живописи барокко стоит художник из Пармы Джованни Ланфранко (1582—1647). На выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Валле «Вознесение Богоматери» (1625—27) фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх — в небесную высь.
         Идеи Ланфранко получили развитие в творчестве Пьетро да Кортона (1596—1669). Композиция «Аллегория Божественного провидения» (1633—39) из палаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремленных в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.
         Во второй половине XVII в. плафонная живопись барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баттиста Гаулли (1639—1709), по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу «Триумф имени Иисуса» (70-е — начало 80-х гг. XVII в.) . На нем изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз, в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо. Самая замечательная деталь росписи — это свет, исходящий от монограммы (сплетенных в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображенный.
         Характерный прием живописи барокко — «прорыв» в заоблачную высь — мастерски применил художник Андреа Поццо (1642—1709) в лучшей своей фреске «Триумф св. Игнатия Лойола» (1691—94) церкви Сант-Иньяцио в Риме. Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сцена кажется вознесенной на головокружительную высоту. Поццо изобрел множество новых ракурсов — в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов.
         Последним известным представителем монументальной живописи барокко стал Лука Джордано (1632—1705). Современники называли его «быстрым Лукой», т.к. огромные росписи он выполнял в удивительно короткие сроки. Из всех мастеров он наименее интересен: в его произведениях механически смешиваются разные стили без какого-либо серьезного осмысления. Однако именно Лука Джордано, работавший во многих городах, способствовал распространению стиля барокко за пределами Рима.

         Крупнейшим художником XVII в. был уроженец Ломбардии Микеланджело да Караваджо. Караваджо создал оригинальную живописную систему, впоследствии получившую название «караваджизма». В картинах Караваджо много мотивов и героев из окружающей жизни. Он писал их ярко, с убедительной силой и реализмом. Зачастую его персонажи — люди из низов, имеющие грубоватый, простонародный внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Даже в религиозные композиции он вносил элементы плебейской, грубоватой силы, доводя ее нередко до натурализма. Караваджо увлеченно следует натуре, его святые не парят в небесных высях, а твердо стоят на грешной земле. Такая интерпретация библейских сюжетов часто вызывала неоднозначную реакцию современников и негодование церкви. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение собственных дерзких идеалов поставили Караваджо в оппозицию к современному ему искусству. Караваджо внес вклад в создание новых жанров в живописи — натюрморта и бытового жанра. Караваджо оказал значительное влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев.

         Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие страдания и трудности ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XVII в.
Литература XVII в.
Музыка XVII в.
История XVII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer