Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Архитектура стран Западной Европы XIV—XXI вв. » СТАТЬИ


Искусство Испании XVI—XVIII вв.
Эпоха, стиль, направление барокко, платереско
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.


         В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое Испанское королевство. В XVI в. активная военная политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке, превратила Испанию в одну из богатейших монархий. Однако процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна переживала экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв. она утратила господство на море.
         В культурном же развитии именно к XVII в. Испания достигла наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и живописи. Поскольку Испания обрела независимость и единство довольно поздно, создание национального художественного стиля представлялось особенно важным. Для страны, не имевшей прочно укоренившихся традиций, это было непросто. Развитие испанской живописи и скульптуры осложнялось также позицией католической церкви: инквизиция установила жесткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах и охватили в своем творчестве тот же круг тем, что и их современники из других стран Европы. В архитектуре традиции среднеевропейского и арабского зодчества (особенно в декоративном оформлении зданий) соединились с влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. — барокко. В результате испанская архитектура так до конца и не освободилась от эклектизма — сочетания в одном произведении черт разных стилей. Гораздо ярче национальное своеобразие проявилось в скульптуре, в частности, в деревянной пластике. В живописи сочетание европейского влияния и национальных особенностей оказалось наиболее гармоничным и получило глубоко оригинальное воплощение.
         Говоря о культуре Испании, необходимо отметить, что при всем внимании к искусству со стороны королевского двора наиболее яркие мастера работали все же в провинции. Именно их творчество определяло главные художественные направления того времени.

Архитектура


         Испанская архитектура XVI в. во многом следовала средневековым традициям. Сохранились и привычная планировка испанского дома (его помещения чаще всего образовывали каре — четырехугольник — вокруг внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения. Испанские архитекторы начали работать в Риме и других городах Италии, в свою очередь, итальянцы приезжали в Испанию.
         Название «платереско» (исп. plateresco — чеканный, узорчатый) возникло в XVII в. и относится к испанским постройкам первой половины XVI столетия, оформленным с ювелирной точностью и изысканностью. Основные работы в стиле платереско — это светские сооружения: университеты, больницы, частные дома. Церковная архитектура представлена, главным образом, монастырями.
         В новом стиле в Саламанке (Центральная Испания) было сооружено здание университета (1529), а образцом для многочисленных жилых построек платереско в этом городе послужил дворец герцогов Монтеррей (1539, арх. Родриго Хиль де Онтаньон и брат Мартин из Сантьяго), оставшийся незавершенным. Высокие стены, образующие в плане гигантское каре, разделены на горизонтальные ярусы. Нижние почти ничем не заполнены, а в верхнем расположена изящная арочная галерея, которая снизу воспринимается как кружево. Над ней проходит карниз с богатым орнаментом — деталь в духе местных средневековых традиций.
         В 1540—43 гг. Онтаньон построил в стиле платереско университет в городе Алькала-де-Энарес недалеко от Мадрида.
         Из произведений церковного зодчества в стиле платереско выделяется монастырь Сан-Марко в городе Леоне (1514—49, арх. Х. де Орочко, М. Виллареаль, Х. де Бадахоз). На главном фасаде архитектурные детали оплетены орнаментом, напоминающим виноградную лозу.
         Расцвет стиля платереско был недолгим: уже в конце 40-х гг. XVI в. появились постройки, тяготевшие к рациональной ясности форм. Крупнейшим памятником испанской архитетктуры второй половины XVI в. стал Эскориал (1563—84), построенный испанским королем Филиппом II в честь военной победы над Францией. Грандиозный замок, возведенный близ селения Эль-Эскориал недалеко от Мадрида, объединил в себе загородную резиденцию и монастырь, в котором размещалась также усыпальница испанской королевской семьи. Архитекторы Хуан Бауттиста де Толедо (? — 1567) и Хуан де Эррера (1530—97) отошли от господствовавших в то время на Пиренейском полуострове средневековых традиций и применили много новых для Испании идей, почерпнутых из итальянского опыта.
         В XVII в. в испанскую архитектуру проникли черты итальянского барокко, однако здесь этот стиль приобрел более сдержанный характер.
         В Испании был особенно распространен тип храма, в плане воспроизводящий церковь Иль-Джезу (1575) в Риме. Это базилика в форме латинского креста (т.е. креста с одной вытянутой ветвью, ориентированной на запад) с укороченным поперечным нефом и боковыми нефами, представляющими собой ряды капелл (часовен). Именно такова, например, церковь монашеского ордена иезуитов в Саламанке (середина XVII в.) архитектора Хуана Гомеса де Мора (ок. 1580—1648). Западный фасад церкви по бокам завершают две башни. Такая композиция получила название «иезуитской», т.к. она нередко применялась в постройках этого могущественного монашеского ордена.
         В соборе Гранады (1667), возведенном архитектором, скульптором и живописцем Алонсо Кано (1601—67), господствуют прямые линии: вертикали и горизонтали четко расчерчивают фасад на отдельные части, исчезло впечатление перетекания и полного единства архитектурных форм, как в постройках барокко в Италии.
         Давнее пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Крупнейшим мастером среди них был Хосе Бенито Чурригера (1665—1725). Сооружения зодчих Чурригера просты по композиции, как, например, ратуша в Саламанке (1729—33). Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль Х. Чурригеры и его последователей получил название «чурригереск».
         В здании приюта в Мадриде (1722—99), построенном в этом стиле Педро де Риберой (ок. 1683—1742), сочетаются чистые белые стены и богато украшенный вход-портал. Множество мелких скульптурных элементов создают эффект резьбы по дереву. В более поздней постройке — соборе города Сантьяго-де-Компостела (1738—47) — архитектор Фернандо Касас де Нуова (? — ок. 1751) использовал столь обильное убранство в западном фасаде, что совершенно преобразил традиционную двухбашенную композицию. Верхние ярусы башен и центральной части фасада кажутся скоре скульптурными, нежели архитектурными произведениями.

Скульптура


         Испанская скульптура XVII в. не достигла таких вершин, как живопись, хотя была самым распространенным видом искусства. В соборах высились огромные многоярусные алтари — ретабло. Они походили на древнерусские иконостасы, только вместо живописных икон состояли из множества деревянных скульптурных изображений. Очень распространены были скульптурные группы, называемые «пасос» (исп. «шаги», «движение», «шествие»), которые представляли библейские сцены (их носили по городу во время частых религиозных празднеств). Пасос тоже делали из дерева и раскрашивали, на фигуры надевали настоящие одежды, ювелирные украшения, к головам приклеивали волосы.
         В отличие от итальянских скульпторов, стремившихся воплотить в своих произведениях, прежде всего, идею, создать обобщенный образ, испанские мастера добивались правдоподобия: их интересовали частности, детали, внешность конкретного человека или подробности события. Натурализм в испанской скульптуре часто соединялся со страстностью и эмоциональностью барокко.
         Выдающимся испанским скульптором первой половины XVII в. был Грегорио Эрнандес (ок. 1576—1636). В знаменитом «Оплакивании» (1616) смерть Иисуса Христа изображена с безжалостным натурализмом: мастер показал складки кожи и обвисшие мышцы хрупкого, изможденного тела. Эрнандес расположил фигуру Христа слева направо по восходящей линии, чтобы привлечь внимание зрителя к смысловому центру произведения — Богоматери. Ее страдальческое лицо обращено к небу, а широкий жест правой руки — к зрителю.
         Наиболее интересный из испанских мастеров второй половины XVII в. — Педро да Мена (1628—88), работавший в Гранаде, — в своих зрелых работах сохранял приверженность жесткому натурализму. В фигуре св. Франциска (1650-е гг.) он подчеркнул и грубость монашеского балахона, и предельную степень физического истощения, и даже такую деталь, как выбитые зубы. Но все это сочетается с обостренной эмоциональностью в передаче духовного состояния. Святой запечатлен в момент молитвенного экстаза — один из любимых сюжетов Педро да Мена. Подобное соединение низкого и высокого, натуралистических подробностей физического облика и возвышенного, мощного духа человека очень характерно как для скульптуры, так и для живописи Испании XVII в.

Живопись


         До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, ее живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Большинство испанских художников настороженно (а порой и неприязненно) воспринимали античное наследие, считая его чуждой языческой культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жестко контролировалась инквизицией (например, запрещалось писать обнаженное женское тело, в изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги). Тем не менее почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI— XVII вв.
         Открывает золотой век испанской живописи Эль Греко (1541—1614) — испанский живописец греческого происхождения. Главный мотив творчества Эль Греко — религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов. Эль Греко работал также в жанре портрета, художник создал галерею изображений своих знаменитых современников. Искусство Эль Греко, близкое религиозной поэзии испанских мистиков XVI в., проникнуто художественным субъективизмом. В его картинах грани между землёй и небом стираются; пропорции человеческих фигур неестественно вытягиваются. Эль Греко был чрезвычайно популярен при жизни. Однако его поздние работы, в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками. В XVII—XIX вв. творчество Эль Греко было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
         Одним из самых крупных художников эпохи барокко был Хусепе де Рибера (1591—1652), последователь итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в. По рождению испанец, Рибера большую часть жизни провел в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Рибера создавал картины на библейские и евангельские сюжеты, писал сцены из жизни святых, особое внимание уделяя темам отшельничества и полным драматизма сценам мученичества. Создал серии «Апостолы» и «Нищие философы», писал портреты, картины на античные сюжеты, жанровые сцены. При жизни был чрезвычайно популярен, пользовался покровительством испанского короля. Творчество Риберы принадлежит одновременно итальянскому и испанскому искусству, поскольку его стиль, богатый и сложный, стал отправной точкой в развитии неаполитанской школы, а благодаря многочисленным произведениям, привезенным в Испанию, он оказал огромное влияние и на большинство испанских художников.
         В XVII в. в Севилье, одном из крупнейших центров испанской культуры, работал испанский живописец Франсиско де Сурбаран (1598—1664). Почти всю свою жизнь художник работал по заказам монастырей, поэтому большинство его произведений написано на религиозные сюжеты. Особенно характерны для Сурбарана композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта. Полотна Сурбарана во многом перекликаются с работами Эль Греко, хотя по стилю живописи это совершенно разные художники. Так же как Эль Греко, Сурбарана интересовала прежде всего тайна мистического общения человека с Богом. Сурбаран обращался также и к светским жанрам: он известен как большой мастер натюрморта и портретист, автор мифологических и исторических полотен (хотя последние намного слабее его религиозных композиций). При жизни Сурбаран достиг громкой славы, удостоился звания главного живописца города Севильи. Однако последние свои годы художник окончил в забвении и нищете.
         Вершиной испанской живописи XVII в. по праву считается творчество Диего Веласкеса (1599—1660). Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец увлеченно изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя все богатство европейской художественной традиции. В ранний период творчества Веласкес создал галерею картин, изображающих сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты. В возрасте двадцати четырех лет Веласкес стал придворным живописцем короля Филиппа IV и оставался им до конца жизни. Художник писал портреты королевских особ и придворных, королевских карликов и шутов, своих друзей и учеников. Известен также как автор мифологических и религиозных композиций, исторической картины «Сдача Бреды», являющейся одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В последние годы жизни Веласкес создал самые знаменитые свои картины — «Менины» («Фрейлины») и «Пряхи». Творчество Веласкеса — одно из ярчайших явлений мирового реалистического искусства.
         Завершает золотой век испанской живописи творчество Бартоломе Эстебана Мурильо (1618—82). Работы Мурильо безукоризненно точны с точки зрения композиционной, богаты и гармоничны по колориту и в высшем смысле слова красивы. Его ощущения всегда искренни и деликатны, но в полотнах Мурильо уже нет той духовной мощи и глубины, которые так потрясают в работах старших его современников. Мурильо был одним из величайших живописцев религиозной тематики. Помимо бесчисленных заказов, исходивших от различных монастырей, орденов и храмов, художник создал огромное количество «мадонн», «святых семейств», а также жанровых сцен на библейские мотивы, с проникновенным лиризмом передающих национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченных чертами идеализации и сентиментальности. Из картины в картину переходило изображение Марии в виде прелестной юной андалузки с безупречными чертами лица и томным взором, устремленным в небеса. Эти произведения, по праву принадлежащие к шедеврам барокко, принесли художнику огромную популярность. В поздний период творчества Мурильо исполнил целый ряд трогательных композиций, долженствующих вызывать у верующих умиление и благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки из жизни маленького Иисуса и святых, которые художнику подсказало его воображение. Герои этих сценок предстают перед нами как самые обыкновенные, простые люди — погруженные в повседневные занятия или проявляющие обычные, всем понятные человеческие чувства. Глубоким лиризмом и добротой проникнуты жанровые картины художника. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их пространство словно залито светом. Главные персонажи этих бытовых сценок — симпатичные дети в лохмотьях — с аппетитом уплетают фрукты, играют с животными, торгуют на улице. Многие жанровые полотна художника украшены мастерски написанными натюрмортами.
         После смерти Мурильо испанская школа живописи практически перестала существовать. Общий уровень мастерства резко упал, художники работали под влиянием итальянских, французских и немецких живописцев. В Испании время от времени появлялись выдающиеся мастера, но об испанской школе как о явлении в искусстве можно говорить лишь применительно к XVII столетию.

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XVI в. XVII в. XVIII в.
Литература XVI в. XVII в. XVIII в.
Музыка XVI в. XVII в. XVIII в.
История XVI в. XVII в. XVIII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer