Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Архитектура стран Западной Европы XIV—XXI вв. » СТАТЬИ


Искусство Англии XVII—XVIII вв.
Эпоха, стиль, направление классицизм, неоклассицизм, палладианство
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; http://www.tonnel.ru/


         Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. Для английского искусства характерны большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обострённое внимание к проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально пронизано идеей нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску.

Архитектура


         В XVII и XVIII столетиях Англия наряду с Францией являлась одним из крупнейших центров европейской архитектуры. Она не только догнала в своём развитии остальные европейские державы, но и сама начала давать образцы для построек в других странах. Если XVII в. стал для английской архитектуры эпохой ученичества, то в XVIII столетии уже был создан самостоятельный и очень своеобразный архитектурный стиль.
         В истории английского зодчества XVII—XVIII вв. невозможно выделить чётко ограниченные периоды. Различные архитектурные стили и направления существовали подчас одновременно.
         В начале XVII в. в английской архитектуре произошли большие изменения, связанные с именем Иниго Джонса (1573—1652), крупнейшего мастера того времени. Он привнёс в неё дух классики: его работы выполнены под влиянием выдающегося итальянского зодчего эпохи Возрождения Андреа Палладио. Возведенный Джонсом в 1616—35 гг. Куинз-хаус стал первой английской постройкой, в которой классические принципы были применены осознанно и систематически. К сожалению, многие проекты Джонса остались неосуществленными, в их числе — грандиозный проект нового дворца Уайтхолл.
         Постройки Джонса отражали вкусы английского двора того времени, однако большинство архитекторов вплоть до конца XVII в. продолжали строить дворцы и усадьбы всё ещё в традициях средневековой Англии. И лишь в начале XVIII столетия творчество Джонса было заново открыто поклонниками Палладио, а его работы стали образцами для построек английского палладианства.
         Новый этап в истории английской архитектуры начался во второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена (1632—1723), одного из наиболее известных и почитаемых английских зодчих. Рен был ученым, занимался математикой и астрономией, к архитектуре обратился, когда ему было уже за тридцать. В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист Рен работал для просвещения и народа. Он строил дворцы и храмы, библиотеки и театры, госпитали и ратуши, обустраивал жилые кварталы Лондона. Собранные воедино, многочисленные постройки Рена могли бы составить средних размеров город. После «великого пожара» 1666 г. Рен принимал самое активное участие в восстановлении Лондона — архитектор выстроил заново свыше пятидесяти из восьмидесяти семи сгоревших церквей. Венцом этой деятельности стал грандиозный и величественный собор Св. Павла, ставший величайшим культовым сооружением протестантского мира. Рену принадлежит авторство одного из самых значительных и по размерам и по художественным достоинствам памятников английской архитектуры — королевского госпиталя в Гринвиче. В своем творчестве Рен пошел по пути, предуказанному Иниго Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего дух итальянского Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.
         Традиции Кристофера Рена продолжил Джеймс Гиббс (1682—1754) — наиболее яркая и самобытная фигура английского зодчества первой половины XVIII в. Несмотря на то что главенствующим направлением в английской архитектуре того времени было палладианство (см. ниже), в силу ряда обстоятельств Гиббс оставался в стороне от этого течения — в общем и целом, хотя и заимствовал из его стилистики отдельные элементы. Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали работы Кристофера Рена, который поддерживал Гиббса на ранних этапах его карьеры. Творчески переработав достижения отечественной и зарубежной архитектуры, Гиббс выработал свой собственный, индивидуальный стиль. Его знаменитая библиотека Рэдклиффа в Оксфорде, строгая и монументальная, занимает, бесспорно, одно из первых мест среди лучших памятников английской архитектуры, а церковь Сент-Мартин ин зе Филдз, украшающая Трафальгарскую площадь в Лондоне, стала образцом для многочисленных англиканских церквей как в самой Англии, так и за ее пределами.

Палладианство
         Палладианство — это стиль, который был создан на основе знаний, полученных из книг и путешествий. В поисках образцов для своих сооружений английские палладианцы обратились к Италии. Их интересовали итальянские древности и постройки Андреа Палладио, который, как они думали, работал в духе идей великого древнеримского зодчего Витрувия, автора единственного сохранившегося античного трактата о строительстве — «Десять книг об архитектуре». Однако мода на итальянскую архитектуру приживалась в Англии с трудом. По словам современника, в комнатах палладианских усадеб было довольно прохладно, что «приятно в Италии, но убийственно в Англии».
         Английское палладианство сформировалось после того, как в первой половине XVIII в. появились два издания по архитектуре. Это были новый английский перевод «Четырёх книг об архитектуре» Палладио и трёхтомный труд «Британский Витрувий» (1717—25), иллюстрированный гравюрами с видами построек английских архитекторов со времён Иниго Джонса. Гравюры к «Британскому Витрувию» сделал Колин Кемпбелл (1676—1729), один из лидеров палладианства.
         Самая яркая работа Кемпбелла — дом в усадьбе Уонстед-хаус близ Лондона (1714—20), разрушенный в 1824 г. Впервые в Англии помещичий дом был украшен классическим портиком с фронтоном. Подобный тип усадьбы появился ещё у Палладио, полагавшего, что все античные виллы имели такие портики (на самом деле их использовали лишь в храмах). Таким образом, Кемпбелл дал первый пример новой архитектуры.
         Палладианские постройки имели строгие формы и гладкие стены, почти лишённые украшений. В палладианстве стали видеть национальный, чисто английский архитектурный стиль.
         Дальнейшая история английского палладианства связана с именами лорда Ричарда Бойла Бёрлингтона (1694—1753), аристократа и покровителя искусств, и Уильяма Кента (ок. 1684—1748), архитектора, археолога, живописца и издателя. В 1723—29 гг. Бёрлингтон, при участии Кента, построил себе виллу в Чизике, пригороде Лондона. Это самая знаменитая постройка английского палладианства. Она почти буквально повторяет виллу «Ротонда» близ города Виченца в Италии, сооружённую Палладио. Благодаря покровительству лорда Бёрлингтона, Кент получал заказы на строительство публичных зданий в Лондоне (Хорс-гардс). Он выстроил в Лондоне также несколько дворцов. Выполнял заказы по оформлению интерьеров загородных резиденций английской знати. Главной работой Кента стала усадьба Холкем-холл в графстве Норфолк (начата в 1734 г.), предназначавшаяся для художественной коллекции лорда Лестера. Особенно знамениты интерьеры Холкем-холла, полные шёлка, бархата и позолоты. По рисункам Кента изготовлялась также мебель.

Пейзажный (английский) парк
         Пейзажный парк, вероятно, самое важное из того, что внесла Англия в архитектуру XVIII в. В отличие от регулярного (французского) парка, в котором аллеи и дорожки прокладывали по строгой, геометрически правильной схеме, в пейзажном парке создавалась иллюзия реальной, нетронутой природы. Идеалом такого парка был девственный лес, в котором не чувствовалось присутствия человека и современной цивилизации. Придумали пейзажный парк именно англичане, поэтому его нередко называют английским парком. Первый пейзажный парк был устроен в палладианскую эпоху в усадьбе поэта Александра Попа в Твикнеме, пригороде Лондона. Поп хотел создать парк, отвечающий национальным представлениям о свободе и независимости человеческой личности. Французский регулярный парк казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу, как, например, в парке Версаля. Англию же поэт считал свободной страной, и это должно было проявляться во всем, даже в отношении к природе. Подлинным новатором в садово-парковом искусстве Англии стал Уильям Кент. Именно он определил основные приемы формирования садов, причудливо сочетающих природное и искусственное начала. По образному выражению известного английского писателя той поры Хораса Уолпола, «Кент перепрыгнул через ограду и увидал, что вся природа — прекрасный сад». Кент создал лучшие пейзажные парки той эпохи — парк виллы Чизик-хаус, а также парк «Елисейские поля» в Стоу в Центральной Англии. Парк в Стоу украшали павильоны, построенные в разных стилях — все они были частью пейзажа. Особенно сильное впечатление производили искусственные, специально построенные руины, носившие название Храма современной добродетели. По всей видимости, руины символизировали упадок нравов в современном обществе и противопоставлялись роскошному Храму древней добродетели, выстроенному У. Кентом в античном стиле. В целом пейзажный парк представлял собой своеобразное путешествие — не только в пространстве, но также во времени.
         При всей новизне и тонкости инженерных и архитектурных приемов, выработанных английскими мастерами, главным в парках той эпохи остается их общая тема — изображение романтических идеальных ландшафтов. Просторная светлая лужайка, окаймленная деревьями редкой красоты, соседствовала с сумрачной аллеей, в которой могла помещаться притаившаяся в зелени беседка или статуя. Неожиданно появлявшийся из-за деревьев спуск приглашал к озеру, где на искусственном островке располагался храм Музыки или Любви. Зеркальная гладь вод придавала пейзажу идиллический безмятежный облик. Обогнув озеро, можно было оказаться в узкой долине, где на берегу затененного деревьями ручья стоял мавзолей или руина. Незаметная дорожка, вьющаяся среди деревьев, вдруг выводила на вершину холма, увенчанного обелиском, — отсюда открывался чудесный вид на окрестности, парк и главный дом.
         Уже в середине XVIII столетия пейзажные парки были широко распространены, причем не только в Англии, но и во Франции, Германии, России.

         Последним крупным представителем палладианства в английской архитектуре был Уильям Чеймберс (1723—96). Чеймберс внес значительный вклад в развитие садово-паркового искусства. Благодаря Чеймберсу в традиционном английском пейзажном парке появились экзотические (в частности, китайские) мотивы. Вывезенный Чеймберсом из Китая вкус к причудливому нашел в Англии хорошо подготовленную почву. Первым применением нового «китайского стиля» в садовом искусстве была работа Чеймберса в парке замка Рокстон в Оксфордшире, а в 1757—62 гг. им были разбиты прославленные сады в Кью в окрестностях Лондона (ныне — Ботанический сад). То вовсе не было простым воспроизведением китайского стиля. Вместе с подражанием Китаю здесь встречались мотивы, напоминающие о самых разнообразных эпохах и странах. В Кью, наряду со знаменитой, высотой в пятьдесят метров, китайской пагодой, уживались храмы Солнца, Беллоны, Пана, Эола, мечеть, руины арки и пр. Одна картина сменялась другой, разнообразие их должно было вызывать смену настроений у посетителя, смена настроений — смену размышлений. Новые веяния в садово-парковом искусстве обнаруживали стремление к занимательности, к экзотичности парковых павильонов и парковых насаждений. Принципы «разнообразия» теперь торжествовали над принципами «простоты» и «естественности». Новый вид английского паркового искусства имел огромное влияние на всю Европу. На континенте выработанный Чеймберсом стиль получил название «англо-китайского». Его называют также стилем «парков с сюрпризами». Разумеется, парк оставался излюбленной областью, где насаждались и «готические» реминисценции: руины готических часовен и т.д.

Архитектура неоклассицизма
         В середине XVIII столетия в Италии начались первые археологические раскопки древних памятников, и в Риме побывали все крупнейшие представители английского неоклассицизма. Они ехали туда, чтобы увидеть руины древних сооружений и воспринять подлинный дух античности. Многие английские архитекторы отправлялись также в Грецию, где они изучали древнегреческие постройки, в то время практически неизвестные. Если во Франции неоклассицизм нашёл своё выражение главным образом в проектах общественных зданий, то в Англии архитекторы строили в этом стиле частные усадьбы и городские дома. Сама их манера отличалась от французской. Во Франции неоклассицизм приобрёл суровые, подчас тяжеловесные формы, в Англии же, наоборот, все постройки были более лёгкими и изящными. Особенно знамениты английские неоклассицистические интерьеры: всегда яркие, декоративные, изысканные.
         Важнейшую роль в архитектуре английского неоклассицизма сыграл Роберт Адам (1728—92). Этот стиль нередко называют просто «стилем Адама» в честь его создателя. Опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, Адам использовал строгие классические формы. Архитектурная деятельность Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он возводил усадебные дома и общественные здания, застраивал целые улицы, площади, городские кварталы Лондона. Сущность его творческого метода определял рационализм, облеченный в формы греческой античности. Давая совершенно новую интерпретацию античным образцам, уделяя при этом особое внимание декоративным мотивам, Адам, по его собственному выражению, «революционизировал орнамент». Интерьеры Адама ещё при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры. Благодаря Адаму новые художественные тенденции распространились с отделки интерьеров на изготовление мебели, тканей, фарфора. После публикации в 1773 г. образцов архитектурных работ братьев Адам их влияние быстро распространилось в Англии и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.
         Историю английского неоклассицизма XVIII в. завершают два архитектора, манера которых сильно отличалась от «стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741—1825) и сэр Джон Соун (1753—1837). Самой известной постройкой Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (1768—80, не сохранилась). Это суровое здание, стены которого сверху донизу были оформлены мощным рустом, производило мрачное впечатление, полностью соответствовавшее его назначению.
         Джон Соун во многом следовал манере Дэнса. Он был главным архитектором здания Английского банка (1795—1827) и посвятил его строительству значительную часть жизни (в XX в. банк был перестроен, однако некоторые интерьеры Соуна сохранились). В своём доме в Лондоне он устроил музей архитектуры, который подвёл своеобразный итог английскому неоклассицизму XVIII в.

«Готическое возрождение» (неоготика)
         Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой, который принято называть «готическим возрождением» (неоготикой), продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле).
         Основателем «готического возрождения» был граф Хорас Уолпол (1717—97) — литератор, автор первого романа ужасов «Замок Отранто». В 1746—90 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл (Твикнем, пригород Лондона). Она стала своего рода реальным воплощением выдуманного замка Отранто. Уолпол пригласил нескольких архитекторов и сам был их консультантом и вдохновителем. Уолпол восхищался асимметричностью и «живописным беспорядком» средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка.
         Так называемое аббатство Фонт-хилл в Центральной Англии, располагавшееся в парке поместья Уильяма Бекфорда (1760—1844), богатейшего английского аристократа, писателя и коллекционера, было построено в 1796—1807 гг. архитектором Джеймсом Уайетом (1746—1813). Как и замок Хораса Уолпола в Строуберри-хилл, аббатство Фонтхилл было материальным воплощением сооружения, описанного Бекфордом в его фантастическом романе «Ватек». К сожалению, до наших дней аббатство Фонтхилл не сохранилось.
         Своей вершины архитектура «готического возрождения» достигла в Англии уже в XIX в. Однако если в XVIII столетии готический стиль выражал вкусы и прихоти владельцев построек, то позже он стал государственным стилем. Именно в этом стиле в середине XIX в. строилось здание Парламента в Лондоне (арх. Чарльз Бэрри) — одно из центральных сооружений английской архитектуры того столетия.

Живопись


         До XVIII в. в Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в XVI—XVII вв. здесь работали два выдающихся художника — немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис ван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи в XVIII столетии. Прежде всего это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр. Очень важным для английских художников было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызывало желание идти во всём своим путём, и опыт европейской живописи часто воспринимался ими критически.
         Первым по-настоящему крупным явлением в английском искусстве стало творчество Уильяма Хогарта (1697—1764) — живописца, гравера и теоретика искусства. Хогарта по праву называют основателем национальной школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Огромное влияние на Хогарта оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки. Этой задаче мастер подчинил многие свои произведения. Хогарт работал в самых разных жанрах. Широкую известность и признание публики получили нравоучительные серии, живописующие «нравственные сюжеты, способствующие развлечению и совершенствованию ума», а также «служащие общественной пользе». Хогарт успешно разрабатывал типично английский вариант семейного группового портрета, известный как «сцены собеседования». Создал целую галерею традиционных портретов, выказав прекрасную технику и тонкое понимание психологии модели. Создавал злободневные карикатуры, высмеивающие пороки английского общества. Явился автором многочисленных иллюстраций к произведениям Мильтона, Шекспира, Свифта и др. писателей. В теоретическом трактате «Анализ красоты» Хогарт призывал к использованию асимметрических, дифференцированных форм (например, змеевидных линий), позволяющих воспроизвести жизнь во всём многообразии её индивидуальных проявлений. Идеи и произведения Хогарта оказали значительное воздействие на европейскую культуру XVIII в.
         Крупнейшим представителем английской портретной школы живописи был Джошуа Рейнолдс (1723—92) — блестящий живописец и теоретик искусства. Благодаря своему таланту, способному в равной мере удовлетворить требованиям как аристократических, так и буржуазных кругов, Рейнолдс был популярен в самых разных слоях английского общества. В течение полувека художнику заказывали портреты известнейшие люди Англии — ученые, артисты, художники, литераторы, политики, военачальники, представители английской знати. Эта блестящая портретная галерея насчитывает свыше двух тысяч произведений. Мастер много и охотно писал детей. Помимо портретов, Рейнолдс создал целый ряд исторических и мифологических композиций, некоторые из которых считаются признанными шедеврами. Широко образованный человек, Рейнолдс играл важную роль в культурной жизни Англии. Был учредителем Лондонского литературного клуба (1763 г.). Был одним из виднейших членов-учредителей и первым президентом Лондонской академии художеств (с 1768 г.). Огромную известность получили так называемые «Речи» Рейнолдса, которые он произносил каждые два года на церемонии вручения наград Академии. Впоследствии они были изданы на многих языках мира. Помимо упомянутых «Речей», свои теоретические взгляды на искусство Рейнолдс изложил в лекциях, которые читал в Академии.
         Томас Гейнсборо (1727—88) еще при жизни был признан наиболее выдающимся мастером английской живописи XVIII в. Главным жанром в творчестве Гейнсборо был портрет. Добившись успеха, мастер получал заказы от английской знати и королевских особ, создал целую галерею портретов творческих личностей. Создавал также поэтические образы крестьянских детей. Изысканные и утонченные, портреты Гейнсборо, как правило, написаны на фоне пейзажа. Гейнсборо обладал исключительным даром передачи сходства и настроения модели, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Помимо портретов, Гейнсборо писал пейзажи, к которым на протяжении всей жизни испытывал особое пристрастие. На пейзажи Гейнсборо повлияла голландская традиция XVII в. Как и голландские художники, он изображал живописные сельские виды, обязательно включая в них человека. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Декоративно-прикладное искусство


         Английское декоративно-прикладное искусство получило в XVIII в. общеевропейское признание. Прежде всего это относится к изготовлению посуды и мебели.
         В середине столетия Джозайя Веджвуд (1730—95) создал новую технологию производства фаянса. Фаянсовые изделия традиционно считались более грубыми, чем фарфоровые, и ценились дешевле. Но фаянс Веджвуда по тонкости и изяществу соперничал с фарфором. Веджвудские сервизы, расписанные изысканными, нежными по колориту видами английских усадеб с парками, особняками, замками, стали пользоваться огромной популярностью в Европе (Тарелка из «Сервиза с лягушкой»).
         В конце XVIII в. Веджвуд изобрёл особую керамическую массу, позволявшую создавать сверхпрочные изделия с очень тонкими стенками. Из этого материала он изготовлял строгие и гармоничные по формам посуду, сосуды и декоративные вставки для мебели со светлыми рельефами в античном духе. Строгие композиции с белыми фигурками на матово-голубом, светло-зеленом или черном фоне вешали на стены, ставили на стол или украшали ими спинку кресла, что придавало интерьеру столь популярный в ту эпоху античный колорит.
         Английская мебель, славившаяся своей элегантностью и высоким качеством, изготовлялась с учётом особенностей того или иного стиля в современном искусстве. Изделия фирмы Томаса Чиппендейла (1718—79) тесно связаны со стилем рококо (Кресло). Мастера использовали до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап (Два стола). Однако в отличие от изделий французского рококо мебель Чиппендейла очень удобна и практична.
         В интерьерах в духе неоклассицизма прекрасно выглядели вещи фирм «Эпплуайт» (Два стула) и «Шератон» (Книжный шкаф с секретером). Их мебель, напротив, отличалась благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Обычно она имела прямые четырёхгранные ножки, но порой им придавалась форма круглой колонны (Стул). Популярными были спинки кресел в виде античной лиры или щита с орнаментом. Интересно, что в работе фирмы «Шератон» нередко принимали участие архитекторы, которые проектировали мебель для своих построек (в частности, известный мастер неоклассицизма Роберт Адам).

Изображения

Биография художника

Мировая художественная культура XVII в. XVIII в.
Литература XVII в. XVIII в.
Музыка XVII в. XVIII в.
История XVII в. XVIII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer