Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мантенья Андреа » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Мантенья Андреа (1431—1506)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Создал росписи церквей и алтарные композиции для храмов Падуи, Вероны, Флоренции, Рима. Однако в основном работал в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Л. Гонзага. Писал также портреты, аллегорические, мифологические и исторические композиции. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.
 
Эпоха, стиль, направление Раннее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Знамеровская Т.П. А. Мантенья. — Л., 1961; Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. — М., 1972; Николаева Н.В. А. Мантенья. — М., 1980; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев. / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб:. Азбука-классика, 2004; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Андреа Мантенья родился в 1431 г. в Падуе. Живописи учился у своего приемного отца Франческо Скварчоне, который был выдающимся знатоком античности, ученым и археологом. В возрасте 17 лет Мантенья создал свое первое (подписанное и датированное) произведение — «Алтарь св. Софии» (погиб в XVII в.).
         В 1449 г. художник некоторое время жил в Ферраре, затем уехал в Падую и работал там до 1456 г. Фрески в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе, живописующие жития св. Иакова и св. Христофора, принесли мастеру известность. К несчастью этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны; сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о смелости и новизне исканий молодого живописца. Особенно ярко это выразилось в росписях, посвященных св. Иакову. В XVIII веке эти фрески изумили И.В. Гёте; поэт писал: «Что за острая верная жизнь открывается перед нами на этих картинах! Последующие мастера, как я заметил по картинам Тициана, исходили из этой живой действительности, правдивой до конца, не лживо-эффектной или обращенной только к воображению, но крепкой, чистой, светлой, подробной, добросовестной, нежной, четко обрисованной, в которой в то же время есть что-то суровое, трудолюбивое, тяжелое…»
         В 1457—59 гг. Мантенья исполнил монументальный полиптих для алтаря церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, металлическим отблеском красок, уподобленных драгоценным эмалям, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены — настолько объемно и естественно выглядят персонажи на шести частях алтаря. В центре изображения — сидящая на троне Мадонна, прекрасная, цветущая женщина с Младенцем на руках. Спокойная поза, тихая, ясная задумчивость придают ее облику поэтический характер, подчеркнутый хороводом веселящихся вокруг Богоматери маленьких ангелочков — путти. Светлому умиротворению верхней части композиции противопоставлены сцены трагической истории Христа, полные страдания и душевной борьбы («Распятие»).
         В 1459 г. Мантенья переехал в Мантую, ко двору маркиза Лодовико Гонзага (1414—78). Маркиз был не только воинственным (хотя и не всегда удачливым) правителем. Гонзага считается одним из самых просвещенных тиранов XV в. В Мантуе мастер жил и работал до конца своих дней. Там он выполнял разного рода строительные работы, оформлял театральные представления и улицы в дни празднеств. Под руководством и при непосредственном участии Андреа Мантенья декорировались помещения загородного замка и виллы Гонзага. В художественных мастерских по рисункам Андреа Мантенья —декоратора производились ковры, ткани, посуда.
         В 1460-е гг. Мантенья исполняет несколько алтарных композиций, в т.ч. для монастыря Сант-Аннуциата во Флоренции, а также для капеллы загородного дворца маркиза в Мантуе («Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Вознесение», 1470, Уффици, Флоренция).
         В Мантуе Мантенья создал самое знаменитое свое произведение — росписи «Камеры дельи Спози» в палаццо Дукале, известной под названием «Камера депинкта» (что в переводе с итальянского означает «камера с росписями»). Датировка этого произведения до сих пор вызывает споры. Некоторые исследователи полагают, что работа над росписями продолжалась от четырех до десяти лет (закончена в 1474 г.). В «Камеру дельи Спози» приводили самых важных посетителей и гостей маркиза, чтобы они полюбовались фресками. Мантенья неузнаваемо преобразил небольшое и неудобное средневековое помещение. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Почти кубическая комната декорирована наподобие павильона, открытого в пейзаж. На плоском потолке камеры художник создал иллюзорные своды с изображениями римских императоров в медальонах, мифологических сцен, геральдических символов дома Гонзага, гирлянд из цветов и фруктов. В центре потолка мастер разместил так называемый ложный окулюс, т.е. изображение круглого окна, в которое из-за балюстрады заглядывают мантуанские дамы и их чернокожая служанка, а также маленькие прелестные ангелочки — путти. Некоторые из них перелезли через балюстраду и находятся внутри комнаты прямо над головой зрителя. Завершает фреску синее небо с подсвеченными солнцем облаками.
         Боковые стены комнаты украшены сценами из придворной жизни (фрагмент восточной стены), обрамленными тяжелыми живописными портьерами. Здесь представлены важнейшие моменты фамильной истории маркизов Гонзага. На северной стене семья Гонзага предстает словно на террасе; постаментом для группового портрета служит основание камина (фрагмент северной стены). По ступенькам на него поднимаются люди. Старый Лодовико, чуть развернувшись в кресле, внимательно выслушивает доклад придворного. Рядом, одетая в тяжелое парчовое платье, восседает его супруга Барбара Бранденбургская, возле нее любимая карлица. Супругов окружают дети и домочадцы. Композиция полна светской непринужденности и вместе с тем великолепно организована. Фигуры приближены к переднему плану, можно рассмотреть все тщательно исполненные детали росписи. На фреске преобладают пурпур и золото. Еще большую торжественность зрелищу придает тяжелый пурпурный занавес, подбитый малиновым шелком. Благодаря строгому соблюдению законов перспективы Мантенья добился единства идеального живописного пространства и реального пространства комнаты.
         В 1480—90-е гг. Мантенья возвращается к излюбленным им античным мотивам. На девяти больших полотнах («Триумф Цезаря»), написанных гризайлью, художник словно воссоздает древнеримские рельефы. Серия картин, по-видимому, предназначалась для украшения какого-то здания, однако не была завершена. Художник проявил себя как мастер композиции и великолепный рисовальщик, о чем свидетельствует почти филигранная разработка деталей в различных сценах. На картинах изображено торжественное шествие римских легионеров со знаменами, штандартами и факелами, жертвенные животные, толпы пленников и триумфальная колесница цезаря, венчаемая Славой. Эффектные полотна и фрески, созданные художником, неизменно вызывали восторженные отзывы современников.
         К наиболее известным работам позднего периода творчества Андреа Мантенья относятся аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д’Эсте («Парнас»), цикл монохромных картин («Самсон и Далила»), «Мадонна в скалах», а также исполненное композиционной остроты и драматизма полотно «Мертвый Христос», в котором мастерство и новаторство художника проявились с особой силой.
         Мантенья был женат на дочери венецианского художника Я. Беллини Никалозии, с которой он прижил четверых детей — трех сыновей и дочь. В 1484 г. Никалозия и сын Бернардино умерли. Впоследствии у Андреа Мантенья родился еще один сын — Джованни Андреа. Внебрачный, но горячо любимый ребенок был единственной радостью стареющего художника. Благодаря этому большому и чистому чувству особенно трогательно зазвучали образы Богоматери и Младенца в поздних религиозных композициях мастера («Мадонна делла Витториа»).
         Несмотря на успешность своей карьеры и большие вознаграждения, которые он получал от заказчиков, Мантенья постоянно испытывал материальные затруднения, поскольку был склонен жить на широкую ногу, к тому же много денег уходило на содержание семьи; с другой стороны, художник, начисто лишенный деловой сметки, крайне неумело распоряжался средствами.
         Последние месяцы жизни мастера были наполнены работой, болезнями и попыткой вырваться из петли долгов, постоянно омрачавших его жизнь. Умер Мантенья 13 сентября 1506 г.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Литература XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
Музыка XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)
История XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть) XV в. (четвертая четверть) XVI в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer