Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Брунеллески Филиппо » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Брунеллески Филиппо (1377—1446)
Итальянский архитектор, скульптор, ученый и инженер эпохи Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Творчество Брунеллески открывает новую главу в истории архитектуры — формирование стиля Возрождения. Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику, сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, сохранявшей элементы классики на протяжении всего средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох: одновременно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому пути развития архитектуры.
 
Эпоха, стиль, направление Раннее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Искусство, 1979; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. — М.: Просвещение, 1976; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2006; Ф. Брунеллеско. — М., 1935.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; http://www.webplus.info/



         Филиппо Брунеллески родился в 1377 г. во Флоренции в семье нотариуса. Так как отец готовил его к той же деятельности, Филиппо получил широкое гуманистическое образование. Склонность к искусству заставила его, однако, свернуть с предначертанного отцом пути и поступить в обучение к ювелиру. С молодых лет Брунеллески проявлял интерес к точным наукам и очень скоро стал выдающимся конструктором и изобретателем технических новинок.
         Разносторонне одаренный человек, Брунеллески в дальнейшем пробовал свои силы в разных областях художественного творчества. В 1401 г. он участвовал в качестве скульптора в конкурсе на рельеф для бронзовых дверей флорентийского баптистерия. Работа его была отмечена жюри в числе лучших, однако заказ все же получил другой претендент — Лоренцо Гиберти. Тогда Брунеллески сосредоточил свое внимание на архитектуре.
         С 1404 г. Брунеллески участвует в составлении проектов технического осуществления купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1418 г. был объявлен конкурс на лучший проект возведения купола; Брунеллески выигрывает конкурс и получает заказ на выполнение работ. Благодаря своему математическому и техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для своего времени задачу. Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестья (42 м), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Брунеллески разрешил проблему путем применения остроумной конструкции: легкий пустотелый купол, состоящий из двух оболочек, каркасная система из восьми несущих ребер, связанных опоясывающими их кольцами, световой фонарь, замыкающий и нагружающий свод. Поскольку купол возводился без контрфорсов и без лесов, Брунеллески пришлось по ходу дела изобрести целый ряд машин и механизмов, необходимых для подъема строительных материалов и конструкций на большую высоту. Купол был начат в 1420 г. и завершен в 1436 г. без фонаря, достроенного по чертежам Брунеллески уже после кончины мастера. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал предшественником многочисленных купольных храмов в Италии и других странах Европы.
         Грандиозный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, торжественно парит над Флоренцией как величественный образ города. Великий итальянский архитектор Леон Батиста Альберти писал о творении Брунеллески, что это «великое… вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли».
         Инженерные работы над куполом не отвлекли Филиппо от активной архитектурной деятельности, в которой уже и замысел и выполнение были делом его рук. Первой постройкой, возведенной во Флоренции в новом, ренессансном стиле, стал т. н. Оспедале дельи Инноченти (1421—44) (букв. «госпиталь и приют невинных»), украсивший небольшую флорентийскую площадь Санта-Аннунциата. Это первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. Гуманное назначение постройки отразилось на ее приветливом, спокойном облике. Двухэтажный фасад протянулся вдоль одной из сторон площади. Его нижний этаж открывается девятью аркадами на стройных изящных колоннах, под арками располагаются девять прямоугольных окон. Продуманный четкий план, прекрасные легкие пропорции, простые формы пронизанного светом и полного воздухом фасада создают впечатление равновесия и гармонии. Позднее, в 1463—66 гг. промежутки между архивольтами были украшены цветными керамическими медальонами с рельефами работы флорентийского скульптора Андреа делла Робиа. Рельефы изображают спеленутых младенцев.
         Создание композиции, ориентированной на единый центр и увенчанной куполом, хотя и не было изобретением архитектуры Возрождения, но стало одной из ее главных тем как воплощение высшего совершенства Вселенной. Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Зимой 1420/21 гг. от семейства Медичи Брунеллески получает заказ на проект церкви Сан-Лоренцо. В 1421—28 гг. мастер строит боковую капеллу церкви, получившую впоследствии название Старой сакристии. Сооружение самой церкви в связи с недостатком средств было прервано до 1442 г. После смерти Брунеллески храм достраивался несколькими архитекторами и был закончен лишь в 1469 г.
         Использованные в Старой сакристии архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (начата в 1429) — подлинной жемчужине Раннего Возрождения. Капелла была создана по заказу богатого флорентийского семейства Пацци. Небольшое прямоугольное в плане здание располагается в глубине узкого двора церкви Санта-Кроче. Перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, капелла Пацци отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декоративной отделки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре. (По последним данным, портик, возведенный Брунеллески, впоследствии был перестроен.) Интерьер светлой, прекрасно освещенной капеллы покоряет красотой своих пропорций, равновесием отдельных частей, чистотой линий. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненными из темно-серого камня полосами архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами медальонов, дугами арок. Убранство стен капеллы воспринимается как элемент архитектуры, которая производит общее впечатление легкости и одухотворенности. Капелла Пацци остается одним из высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Она заключает в себе целую программу, которая на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества.
         В начале 1430-х гг. Брунеллески вместе со своим другом, замечательным скульптором Донателло, посетил Рим. Во время этой поездки архитекторы приняли участие в раскопках, занимаясь замерами, исследованием и классификацией древнеантичных памятников.
         Брунеллески построил во Флоренции две церкви базиликального типа — Сан-Лоренцо (1422—69) и Санто-Спирито (1436 — после 1482). Законченные после его смерти, обе эти церкви, весьма схожие между собой, демонстрируют особенности позднего стиля Брунеллески.

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Литература XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Музыка XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
История XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer