Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » A » Альберти Леон Баттиста » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Альберти Леон Баттиста (1404—1472)
Итальянский архитектор, скульптор, художник, писатель, музыкант, математик эпохи Раннего Возрождения. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В ряде трактатов он обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. В трактате «О живописи» (1436) Альберти дал первое научное описание перспективы. В архитектурном творчестве тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Создал новый тип городского дворца. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад. Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.
 
Эпоха, стиль, направление Раннее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. — М.: Просвещение, 1976; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Альберти, Микеланджело и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2006.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; http://www.krotov.info/; http://www.webplus.info/



         Леон Баттиста Альберти родился в 1404 г. в Генуе. Его отец принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанной из родного города политическими противниками. Несмотря на выпавшие на его долю трудности и лишения, юноша получил блестящее образование — он изучал юриспруденцию, математику и естественные науки в университетах Падуи и Болоньи. В 1428 г. Альберти вернулся во Флоренцию, где вошел в круг ученых и художников, группировавшихся вокруг двора Медичи. В 1432 г. Альберти переселился в Рим, где получил должность секретаря Папы римского Евгения IV. Страстный поклонник античности, Альберти в 1430-е годы создает первую топографическую карту Рима и пишет «Описание города Рима». В 1434—1445 гг. в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. Во Флоренции он завязал дружеские отношения с основоположниками ренессансного искусства — Брунеллески, Донателло, Гиберти. Здесь им были написаны трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке — «О семье», «О душевном спокойствии», которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения.
         Деятельность Альберти-архитектора связана, в основном, с Флоренцией и городами Северной Италии (Феррарой, Римини, Мантуей), где его творчество оставило особенно заметный след. В отличие от своих предшественников, Альберти не руководил строительством, он лишь составлял проекты, осуществление которых возлагал на своих помощников, оставляя за собой наблюдение за ходом работ. Наиболее характерная из ранних построек Альберти — палаццо Ручеллаи во Флоренции, строительство которого вел в 1446—51 гг. Бернардо Росселлино. Палаццо Ручеллаи существенно отличается от прочих флорентийских дворцов. На традиционную схему трехэтажного фасада Альберти как бы «накладывает» сетку классических ордеров. Вместо массивной стены, образованной рустованной кладкой каменных блоков, мощный рельеф которых постепенно сглаживается по мере движения вверх, перед нами гладкая плоскость, ритмически расчлененная пилястрами и лентами антаблементов, четко очерченная в своих пропорциях и завершаемая значительно вынесенным карнизом. Небольшие квадратные окна первого этажа, высоко поднятые от земли, колонки, разделяющие окна двух верхних этажей, дробный бег модульонов карниза чрезвычайно обогащают общую ритмику фасада. В архитектуре городского дома исчезают следы былой замкнутости и тот «крепостной» характер, который был присущ всем другим дворцам Флоренции того времени.
         Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции — фасад церкви Санта-Мария Новелла — была выполнена также по заказу Джованни Ручеллаи. Строительство вел в 1456—70 гг. мастер Джованни Бертино. Эта работа явилась своеобразной классической перефразировкой образцов проторенессансного стиля.
         Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV в. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу «возрождения» римской античной архитектуры. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини — правитель города Сиджизмондо Малатеста решил превратить ее в фамильный храм-мавзолей (т.н. Темпио Малатестиано, 1447—68). Весьма ординарную провинциальную церковь Альберти намеревался превратить в величественный мемориальный храм, способный соперничать с древними святилищами. Монументальный фасад в форме двухъярусной триумфальной арки имел очень мало общего с привычным обликом итальянских церквей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима. К сожалению, замысел Альберти был осуществлен только отчасти. Строительство затянулось. Главный фасад храма так и остался незавершенным, а то, что в нем было сделано, не совсем точно соответствовало первоначальному проекту.
         Одновременно со строительством «Храма Малатесты» в Римини по проектам Альберти возводилась церковь Сан-Себастьяно в Мантуе. Модель новой церкви была закончена в 1460 г.; строительство поручено флорентийскому архитектору Луке Фанчелли, находившемуся при мантуанском дворе. Новая церковь Альберти была центрической постройкой. Крестообразная в плане, она должна была перекрываться большим куполом. Три короткие выступающие трибуны заканчивались полукруглыми апсидами. А со стороны четвертой к церкви примыкал широкий двухэтажный нартекс-вестибюль, образуя фасад, обращенный на улицу. Там, где нартекс своей задней стеной соединялся с более узкой входной трибуной, по обе стороны от нее, заполняя свободное пространство, должны были возвышаться две башни-колокольни. Здание высоко поднято над уровнем земли. Оно возведено на цокольном этаже, который представлял собой обширную крипту под всем храмом с отдельным входом в нее. Фасад Сан-Себастьяно был задуман Альберти как точное подобие главного портика древнеримского храма-периптера. К пяти входам в вестибюль должна была вести высокая лестница, ступени которой простирались на всю ширину фасада, полностью скрывая проходы в крипту. Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. Постройка Альберти явилась образцом для всего последующего церковного зодчества Позднего Возрождения и барокко.
         Важнейшей постройкой Альберти в Северной Италии явилась мантуанская церковь Сант-Андреа (1472—94), в которой зодчий попытался соединить традиционную базиликальную форму храма с большим купольным покрытием. Несмотря на то что церковь строилась после кончины Альберти (ее проект был создан в 1470 г.), в ней в большей мере, чем во многих других его постройках, сохранился первоначальный авторский замысел. Ее величественный, напоминающий триумфальную арку фасад, грандиозность внутреннего пространства, оформление фасада и интерьера двумя системами ордеров — большого и малого — подводят вплотную к архитектуре Высокого Возрождения.

Изображения

Мировая художественная культура XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
Литература XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
Музыка XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)
История XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть) XV в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer