Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Я » Якопо делла Кверча » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Якопо делла Кверча (ок. 1374—1438)
Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель сиенской школы. В своем творчестве опирался на традиции проторенессансной пластики и античное наследие. Оказал значительное влияние на искусство Микеланджело.
 
Эпоха, стиль, направление Раннее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. — М.: Просвещение, 1976; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих: Пизано, Гиберти и другие / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2006.
Источники Лазарев В.Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. — М.: Искусство, 1979.


         Якопо дела Кверча родился около 1374 г. в местечке Кверча Гросса недалеко от Сиены, откуда и произошло его имя. Первоначально учился у своего отца, малоизвестного ювелира и резчика по дереву. В 1401 г. Кверча, уже известного скульптора, пригласили принять участие в конкурсе на лучший проект вторых северных дверей флорентийского баптистерия. (Конкурс выиграл Лоренцо Гиберти.)
         Кверча, будучи прекрасно знаком с произведениями Никколо и Джованни Пизано, в своем творчестве опирался на традиции проторенессансной пластики, равно как и на античное наследие, которое он имел возможность изучать на примере римских подлинников в тосканских городах и в проторенессансном преломлении Никколо Пизано.
         Одной из первых работ Кверча является статуя сидящей Мадонны с Младенцем (1406), ныне хранящейся в музее при соборе в Ферраре. Этим же годом датируется надгробие Иларии дель Карретто в соборе Сан-Мартино в Лукке. Илария была супругой тирана Лукки Паоло Гвиниджи, богатого купца и банкира. После его смерти в 1432 г. фамильная капелла была разграблена толпой, пострадала и гробница; но, по словам Вазари, толпа, завороженная красотой изображения умершей, не решилась его разрушить. Гробница была вновь собрана по кускам, однако нет полной уверенности, что реконструкция была произведена абсолютно точно. Гробница, вероятно, имела балдахин, была ярко раскрашена и находилась на несколько более низком уровне.
         Со второго десятилетия Кверча вступил в трудную полосу жизни, т.к. ему одновременно приходилось работать над несколькими монументальными заказами, причем в разных городах. В 1408 г. Кверча получает заказ на изготовление водоема для центральной площади Сиены. Фонте Гайя стал одной из наиболее значительных работ мастера. Украшающие водоем рельефы и статуи (1414—19) образуют стройную систему, которая была призвана укреплять гражданские добродетели. Рельефы размещены на невысоких стенках водоема, образующих в плане прямоугольник. В центре дано изображение покровительницы города — Мадонны, окруженной ангелами и добродетелями. В декорации водоема очень своеобразно переплетаются библейские («Сотворение Адама», «Изгнание из рая») и античные темы. Статуи легендарных персонажей — Реи Сильвии и Акки Ларенции, матери и кормилицы Ромула и Рема, апеллировали к патриотическим чувствам сиенцев. К сожалению, эта замечательная работа Кверча дошла до нас в очень плохом состоянии (утрачены отдельные фигуры, многие головы, сильно повреждена поверхность камня). И все же трудно не поддаться очарованию этого великолепного произведения мастера.
         В период между окончанием Фонте Гайя и получением заказа на болонский портал Кверча, не имевший монументальных заказов, обратился к деревянной скульптуре. Своей группой «Благовещение» (1421—26) в кафедральном соборе Сан-Джиминьяно мастер сказал новое слово и в этой области искусства, весьма близкой сиенцам.
         В 1417—34 гг. силами целой группы скульпторов (среди которых были Гиберти, Донателло и Кверча) в сиенском баптистерии была создана шестигранная мраморная купель, украшенная рельефами в бронзе. В 1427 г. Кверча назначается руководителем работ; вероятно, он сыграл главную роль в скульптурной декорации мраморного табернакля (кивория), который был украшен рельефами с фигурами пророков и увенчан статуей Иоанна Крестителя. Купель сиенского баптистерия важна как памятник сотрудничества флорентийских и сиенских скульпторов.
         В 1425 г. Кверча получил заказ на самую главную работу всей своей жизни — рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье. Декорация портала была строго продумана как целостная система. Она символизировала постепенное восхождение через ряд промежуточных ступеней от мира земного к миру небесному. Самой значительной частью ансамбля являются ветхозаветные сцены («Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая», «Адам и Ева» и другие, всего десять), украшающие широкие пилястры. Они были выполнены в основном самим мастером, а лучшие из них полностью принадлежат его руке. В сценах из Ветхого Завета Кверча достигает наибольшей зрелости. Его художественный язык предельно лаконичен, число действующих лиц сведено к минимуму, пейзаж едва намечен. Не подробности рассказа, но лишь драматическое содержание сюжета занимает художника, основное внимание которого сосредоточено на фигурах, обладающих редкостной пластической выразительностью. Хотя Кверча не пользуется горельефом, он достигает и средствами барельефа такой монументальности и мощи, что невольно вспоминаются образы Микеланджело.

Изображения

Мировая художественная культура XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Литература XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
Музыка XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)
История XIV в. (четвертая четверть) XV в. (первая четверть) XV в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer