Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Тинторетто Якопо » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Тинторетто Якопо (1518—1594)
Итальянский живописец, представитель венецианской школы, один из крупнейших мастеров Позднего Возрождения. Признанный мастер монументальной живописи, Тинторетто создал огромное количество религиозных и мифологических картин, украсивших культовые, общественные и частные здания Венеции. Автор ряда батальных композиций, Тинторетто фактически явился зачинателем исторической живописи в европейском искусстве. Отмеченные строгой простотой и психологизмом портреты Тинторетто отчасти предвосхитили искусство Рембрандта. В своем творчестве, впитавшем лучшие достижения «золотого века» Венеции, Тинторетто смело шел наперекор сложившимся в изобразительном искусстве традициям, выработав яркую и оригинальную, самобытную, неповторимую художественную манеру. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.
 
Эпоха, стиль, направление Позднее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Виппер Б.Р. Тинторетто. — М., 1948; Романелли Дж. Д. Венеция. Искусство [Альбом]. — М.: АСТ, 2003; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. — М.: Просвещение, 1976; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978; Скляренко В., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV—XVIII вв. — Харьков: Фолио, 2002.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Якопо Тинторетто (собственно Робусти) родился в 1518 г. в Венеции, в семье красильщика шелка. Отсюда возникло и его прозвище — «Тинторетто» (маленький красильщик). Живописи учился у Тициана, однако недолго — буквально через несколько дней великий мастер выгнал Якопо из мастерской. Впоследствии скрытая недоброжелательность Тициана переросла в открытую враждебность. Причиной этому, вероятно, послужило то, что в своих произведениях Тинторетто смело шел наперекор сложившимся традициям изобразительного искусства — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности. Мастер расширил границы пространства, насытил его динамикой и драматизмом, до предела накалил страсти своих персонажей.
         Неизвестно, учился ли Тинторетто у кого-нибудь еще, однако несомненно, что он с большим рвением изучал творения великих мастеров Возрождения, в первую очередь Тициана и Микеланджело. Работы молодого художника свидетельствуют о том, что он был хорошо знаком с главными художественными направлениями тогдашней Италии.
         В 1539 г. Тинторетто открыл свою мастерскую. Первый шумный успех принесла ему картина «Чудо св. Марка», написанная в 1548 г. для Скуола ди Сан-Марко. Картина была встречена неоднозначно и все же успех ее был настолько велик, что к художнику потекли новые заказы — от городских властей, церквей и венецианских вельмож. С этого же времени началось его постоянное сотрудничество с филантропическими, религиозными и профессиональными братствами (скуола), процветавшими в городе.
         В 1550 г. Тинторетто женился на Фаустине ди Вескови, с которой прожил долгую и счастливую жизнь (в семье было четверо детей). По складу своего характера Тинторетто был человеком простым, открытым и бескорыстным. Все его денежные дела вела преданная супруга, мастер же целиком был погружен в творчество.
         Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью. Картины он писал быстро, однако здесь не было и малейшего намека на халтуру. Мастер достигал поразительной цельности произведения ценой огромной подготовительной работы, сохраняя в композиции любой сложности свежесть первого впечатления. Он делал сотни эскизов с обнаженной натуры, улавливал динамику тела в движении и только потом «одевал» своих героев. Общих композиционных набросков художник избегал. Он создавал небольшие «кукольные» сцены из воска и глины и изучал на них эффекты освещения и перспективы. Иногда в поисках неожиданного ракурса он подвешивал их к потолку.
         В 1550—60-е гг. окончательно складывается индивидуальный стиль художника. Изображая массовые сцены, он передает разнообразные реакции людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, ассиметричной композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты («Введение во храм», «Христос, моющий ноги ученикам», «Сусанна и старцы»). Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряженность, переливы холодных изысканных оттенков («Похищение тела св. Марка из Александрии»). Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
         В 1560-е гг. завязываются прочные связи Тинторетто с братством Сан-Рокко, для которого он работал до конца своих дней. В 1564 г., исполнив безвозмездно панно для плафона одного из залов верхнего этажа дома братства, Тинторетто получил заказ на украшение всего помещения. Этот живописный ансамбль, состоящий из нескольких десятков картин, стал наиболее значительным творением художника («Распятие», «Христос перед Пилатом», «Несение креста»). С ним связаны самые вдохновенные произведения последних десятилетий его жизни («Поклонение пастухов», «Св. Мария Египетская»). В этой работе Тинторетто дал свое собственное истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа и пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Крещение Христа», «Бегство в Египет»).
         После избрания в 1564 г. членом флорентийской Академии рисунка и назначения на должность главного живописца Венецианской республики Тинторетто получает множество официальных заказов. Художник создает целый ряд удивительно мягких и лиричных произведений, среди которых полные мягкой поэтичности и грации росписи зала антиколледжо Дворца дожей в Венеции («Меркурий и три грации»).
         В 1580-е гг. для мантуанского герцога Гонзага Тинторетто создает цикл батальных композиций, включающий восемь монументальных панно. Огромное полотно «Битва при Заре» (ок.1585), занимающее целую стену во Дворце дожей, в сущности, яилось первой подлинно исторической картиной в европейской живописи.
         В последние годы жизни Тинторетто вновь возвращается к теме, привлекавшей внимание мастера в течение всей его творческой карьеры. Восьмая по счету «Тайная вечеря», исполненная для церкви Сан-Джорджо Маджоре, как и несколько предыдущих работ на этот мотив, представляет зрителю отнюдь не драматический момент предсказания предательства Иуды, а мистически таинственную и напряженно-взволнованную атмосферу происходящего в таверне таинства причастия тела и крови Христовой.
         Сравнительно с другими жанрами к портрету Тинторетто обращался несколько реже. Замечательные произведения, которые он создал в этом жанре, строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают произведения РембрандтаЖенщина, обнажающая грудь», «Автопортрет», «Портрет Винченцо Морозини»).
         В 1594 г. Тинторетто скончался и, оплакиваемый всей Венецией, был похоронен с великими почестями в церкви Санта-Мария дель Орто, украшенной его картинами.
         В искусстве Позднего Возрождения Тинторетто был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического накала. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве. Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.

Изображения

Мировая художественная культура XVI в.
Литература XVI в.
Музыка XVI в.
История XVI в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer