Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » В » Веронезе Паоло » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Веронезе Паоло (1528—1588)
Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Представитель венецианской школы. Непревзойденный мастер монументально-декоративной живописи, блестящий колорист, автор великолепных ансамблей стенных и плафонных росписей, выполненных как в культовых, так и в светских постройках. Автор торжественных многофигурных композиций на евангельские сюжеты с изображением праздничных шествий и пиршеств (так называемые «пиры Веронезе») со смело введенными жанровыми мотивами, портретными образами, реально наблюденными деталями. Работал также в жанре портрета, создавал композиции на мифологические и ветхозаветные сюжеты. В творчестве Веронезе наиболее ярко воплотился праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения.
 
Эпоха, стиль, направление Позднее Возрождение
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Антонова И.А. Веронезе. — М., 1957; Фомичева Т.Д. П. Веронезе. — М., 1973; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Рачеева Е. П. Великие итальянские художники. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005; Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых ваятелей и зодчих / Пер. с ит. А. Венедиктова, А. Габричевского. — СПб: Азбука-классика, 2006.
Источники Скляренко В., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И. Сто знаменитых художников XIV—XVIII вв. — Харьков: Фолио, 2002.



         Паоло Веронезе (собственно Кальяри) родился в 1528 г. в Вероне (отсюда и прозвище художника — Веронезе). Будучи сыном потомственного резчика по камню, мальчик с детства учился делать модели из глины, обрабатывать мрамор, подолгу упражнялся в рисовании. Основы живописного мастерства Паоло постигал под руководством веронского художника Антонио Бадиле, дочь которого, Елена, впоследствии стала его женой (1566). Немаловажную роль в жизни Веронезе сыграл крупнейший североитальянский архитектор М. Санмикеле, ставший духовным наставником и покровителем Веронезе.
         Самостоятельная творческая деятельность Веронезе началась в конце 1540-х гг. с исполнения ряда композиций для веронских церквей. В 1553 г. Веронезе получает заказ на создание цикла картин для украшения Дворца дожей — резиденции правительства Венецианской республики. Главной темой композиций стало прославление Венеции, изображенной мастером в виде прекрасной золотоволосой женщины, и ее «добрых правителей». Украсившие дворцовые залы аллегорические плафоны и стенные панно создали их автору славу одного из ведущих живописцев Республики. В картинах, помещенных на большой высоте, художник использовал оригинальный прием построения перспективы, создающий иллюзию «взгляда снизу», тем самым рождая впечатление парящих в воздухе фигур. Такой прием впоследствии получил широкое распространение в живописи барокко.
         Одна из лучших работ молодого Веронезе — росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции (1556—57), посвященные истории библейской героини Эсфири. Здесь в полной мере раскрылся его огромный талант художника-монументалиста, виртуозно владеющего всем богатством специфических приемов этого жанра, обладающего блестящей, образной фантазией. Так, мастер использовал эффект «прорыва потолка», в результате чего перед зрителем «открывалось» голубое небо. Фигуры персонажей были изображены в головокружительных ракурсах. В композиции «Триумф Мардохея» вздыбленные кони, всадники и воины, развевающиеся одеяния и знамя, вознесенный в высоту фрагмент архитектурного сооружения с многолюдной толпой за балюстрадой — все это создает впечатление действительно триумфального торжества. Сочетание холодных серебристых и голубых тонов, горячие вспышки пурпура, оранжевого, контрасты черного и розового бесконечно радуют глаз. Шумный успех этой росписи, а также победа, одержанная Веронезе в конкурсе на проект декорации библиотеки Сан-Марко (1557), окончательно упрочили славу молодого художника.
         Наивысшего расцвета творчество Веронезе достигает в 1560-е гг. Произведения художника приобретают выраженный светский характер. Образы реальной жизни, современные костюмы, богатая венецианская архитектура превращают его картины и росписи в изображение современной Венеции. Отличительными чертами произведений Веронезе становятся бьющая через край жизнерадостность, неиссякающее веселье.
         Около 1560 г. Паоло в составе венецианского посольства совершил поездку в Рим. Тогда же, вероятно, произошло его знакомство с братьями Даниеле и Маркантонио Барбаро. По возвращении в Венецию Веронезе получил от братьев заказ на украшение виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, недавно построенной архитектором Андреа Палладио. Наиболее знаменит Зал Олимпа, в центре свода которого находится восьмиугольная композиция с изображением олимпийских богов. На боковых прямоугольных фресках предстают аллегорические фигуры четырех стихий (Огня, Земли, Воздуха и Воды), в люнетах — аллегорические изображения времен года («Вакх и Церера»). Нижние части свода оформлены в виде иллюзорных балконов. На одном из них хозяйка виллы и служанка, на другом — сыновья хозяйки и идущая по балюстраде ручная обезьянка. В изображенную открытую дверь входит молодой охотник, заглядывают слуга, девочка. Непринужденность, изящество, легкость исполнения, свежесть и новизна мотивов делают эту роспись одним из самых выдающихся светских декоративных ансамблей XVI в.
         Центральное место в станковой живописи Веронезе занимают его знаменитые монументальные холсты на евангельские сюжеты, которые художник, черпавший вдохновение в общественной жизни Венеции, наполнил впечатлениями от многолюдных и ярких венецианских празднеств. Эти произведения известны под общим названием «Пиры Веронезе». Наибольшей известностью пользуются «Брак в Кане» (1563), исполненный для трапезной монастыря Сан-Джорджо Маджоре, и «Пир в доме Левия» (1573), созданный для монастыря Сан-Джованни э Паоло. Эти полотна демонстрируют типичные для зрелого творчества Веронезе черты: стремление к жанровости, чрезвычайное обилие фигур, перенос внимания зрителя с главных лиц библейских легенд на второстепенные персонажи. В роли последних часто выступают портретные изображения заказчиков. Само по себе это не ново, однако никогда еще реальные люди не вторгались в мир святых не преклоненными в молитве, но в качестве полноправных участников событий («Мадонна семейства Куччина»).
         Веронезе работал также в жанре портрета («Даниеле Барбаро»), создавал произведения на мифологические («Похищение Европы», «Венера и Адонис») и ветхозаветные («Нахождение Моисея») сюжеты.
         В середине 1570-х гг. Венецию потрясает ряд катаклизмов. Это и большие пожары во Дворце дожей, и свирепствовавшая в 1575—77 гг. эпидемия чумы, унесшая около трети населения города. В эти годы умирают близкие Веронезе люди: Даниеле Барбаро, Тициан, Палладио. Все эти печальные события, равно как и общение со святейшей инквизицией, не могли не сказаться на искусстве мастера. В его поздних работах («Оплакивание Христа», «Лукреция») все чаще появляются признаки смутной тревоги, скорби, меланхолии, характерные для конца эпохи Возрождения.
         В 1588 г. Веронезе умер и, оплакиваемый всей Венецией, был похоронен в церкви Сан-Себастьяно.
         И хотя при жизни Веронезе не создал собственной школы, значение его искусства выходит за границы одного поколения и одного города. На протяжении двух веков многие художники — от Рубенса и Веласкеса до Тьеполо — вдохновлялись неистощимым богатством и разнообразием гениальной творческой фантазии Веронезе.

Изображения

Мировая художественная культура XVI в.
Литература XVI в.
Музыка XVI в.
История XVI в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer