Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » У » Ушаков, Симон » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Ушаков, Симон
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Ананьева Т.А. Симон Ушаков. – Л.: Изд-во «Аврора», 1971; Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Т. 2. – 1963; Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984; Грабарь И. Симон Ушаков и его школа // Он же. История русского искусства. т. VI. – М., 1914; Данилова И.Е., Мнева Н.Е. Живопись XVII века // История русского искусства. Т. IV. – М., 1959; Еремина Т.С. Царский изограф // Она же Мир русских икон. – М.: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002; Леонов А.И. Симон Ушаков. – М.-Л., 1945; Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. – М., 2003; Смирнова Э.С. Симон Ушаков: византинизм и европейские импульсы // Русское искусство между Западом и Востоком. – М., 1997; Сырчин М., протоиерей. Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века // Журнал министерства просвещения. 1886. № 12; Тренев Д. К. Памятники древнерусского искусства церкви Грузинской Божьей Матери в Москве. – М., 1903; Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания. // Мастера искусств об искусстве. – М., 1969; Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. – М., 1873; Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. – М., 1999.
Источники Пелевин Ю.А.


Ушаков, Симон (Пимен) Федорович (1626-1686) – самый известный иконописец XVII столетия, автор сочинений по иконописи, мыслитель, педагог.

Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648-1664). Выполнял рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий. С 1664 года жалованный иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он руководил престижными росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), Грановитой палате (1668) Московского Кремля.

С. Ушаков был сторонником нового для Древней Руси иконописного направления – так называемого «живоподобного» письма. Это направление, сложившееся под влиянием западноевропейского искусства, отстаивало псевдореалистические тенденции в иконописи, стремление к опрощению, к земному ви́дению святого образ. Используя традиционные иконографические схемы, С. Ушаков использовал светотеневую лепку формы, объемность изображенных ликов, добиваясь впечатления «живой подобности».

Свой новый взгляд на задачи иконописи С. Ушаков сформулировал в трактате «Слово к люботщательному иконного писания», где решительно встал на защиту реалистических тенденций. Он восхищался свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желал уподобить ему иконный образ. Утверждая познавательное значение иконописи, автор проявлял довольно четкие устремления к натурной достоверности, хотя в своих произведениях допускал меньше новшеств, чем в высказываниях.

Центральной темой творчества С. Ушакова было изображение человеческого лица, которое с огромным интересом привлекало иконописца, а остальное («доличное») он предоставлял дописывать другим. В 1658 году изограф в новой манере написал для московской церкви Троицы в Никитниках голову Христа в архиерейском уборе – «Спас Великий архиерей» (Гос. Исторический музей).

С. Ушаков создал за свою жизнь немало икон «Спаса Нерукотворного». Объясняется это, видимо, тем, что данный извод отличается от других тем, что всю иконную доску занимает лик Спасителя. Ушаков любил эту тему, недаром только в Третьяковской галерее собраны «Спас» 1657 г. из церкви Троицы в Никитниках, «Спас» 1668 г. из Смоленска, «Спас» 1673 г. из Троице-Сергиева монастыря. Человек глубоко верующий, происходящий из семьи, где многие в роду были церковными служителями, Симон Ушаков в своих иконах стремился возвеличить Спасителя, передать его божественное начало, сочетающееся с человеческим.

Из богородичных икон самыми известными произведениями С. Ушакова являются «Богоматерь Киккская» (1668. ГТГ) и «Богоматерь Владимирская, Древо Московского государства» (1668. ГТГ). В последнем творении изограф изобразил царя Алексея Михайловича и его семью, передав портретные черты царственных особ.

В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет «Троицы» (1671. ГРМ), в которой стремился передать не божественную красоту, как на древних иконах, а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными физического здоровья. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя.

Известно, что С. Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы прямой линейной перспективы.

Из дошедшего до наших дней ушаковского наследия известны гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к «Псалтыри Симеона Полоцкого», «Отечество», «Семь смертных грехов».

Для живописного стиля С. Ушакова характерны торжественный пафос образа, тщательность исполнения, сдержанная цветовая гамма, обилие золота, графическая точность деталей. Его манера письма была воспринята многими мастерами. В первую очередь учениками: Иваном и Михаилом Малютиными, Георгием Зиновьевым, Тихоном Филатьевым и Корнилием Улановым. Влияние «ушаковской школы» в русском иконописании сказывалось вплоть до середины XVIII века.

Творчество Симона Ушакова по стремлению передать в иконных образах «живоподобность», материальность телесного, достоверность земного утверждало, в сущности, принципы светского искусства. Это была попытка соединить иконописную традицию с западной реалистической манерой при помощи новых, картинных изобразительных средств. Что же касается понимания иконописи в целом, то мастер оставался в пределах средневековых представлений.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Литература XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
Музыка XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)
История XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть) XVII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer