Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » У » Ушаков, Симон


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА,  ИЗОБРАЖЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ушаков, Симон. Архангел Михаил, попирающий диавола. Икона С. Ушакова.1676. ГТГ
Публикуемая икона – выдающееся произведение кисти царского изографа Симона Ушакова. Масштабная торжественная фигура грозного ангела с огненным мечом воплощает идею всепобеждающей силы русской православной церкви.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной посадской одежде. Это не святой божий подвижник, так как у него отсутствует нимб. Выдвигались различные предположения об этом иконном персонаже. Возможно, здесь изображен заказчик иконы. Некогда существовало мнение, что это автопортрет художника.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

По замыслу и композиционному построению икона «Древо Московского государства», написанная знаменитым русским изографом Симоном Ушаковым, является скорее не столько иконой, сколько аллегорической картиной.

Произведение создано год спустя по окончании Большого Московского собора (1666-1667), проводившегося под эгидой царской власти и подтвердившего церковные никонианские реформы. Иконописными средствами изограф ставил своей задачей показать историческое единство государственной и церковных властей на Руси и утвердить божественную правоту их совместных деяний.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирской). Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ. Фрагмент
Интерес С. Ушакова к иконному лику как определенному натурно-достоверному человеческому лицу привел изографа к портретной живописи, образцы которой мы находим на публикуемой иконе.

Здесь вполне реалистично изображена семья государя Алексея Михайловича. Лица царицы Марии Ильиничны и царевичей несут ярко выраженные портретные черты. Они выписаны светотенью, характерной для живописных произведений, но не для иконных образов.

Слева стоит царевич Алексей – второй царский сын, умерший в 1670 году. За ним Федор, будущий русский царь.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ

Икона происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. Икона подписная, что не редкость для Симона Ушакова. Под свитком можно прочитать: «ЛЕТА ГОСПОДНЯ 7176 (1668) ПИСАЛ ПИМИН ФЕДОРОВ ЗОВОМ СИМОН ОУШАКОВ»

Творение Симона Ушакова является одним из списков с древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, она считается главной святыней острова. Появилась икона еще в эпоху правления византийского императора Алексея I Комнина (1081-1118). Образ прославился чудесным исцелением императора и его дочери. После чего Алексей I Комнин, оставив у себя точную копию, отправил святыню на Кипр. Монах Исайя, благодаря щедрым пожертвованиям императора, основал на горе Киккос мужской монастырь во имя Богоматери, где и пребывала древняя икона. «Богоматери Киккская» стала почитаться в России с конца XVI века, чему способствовало распространение сказаний о кипрских святынях.

Киккский образ относится к иконографическому типу «Богоматери Взыграния», воплощавшего тему страстей Христа и предвидения Божией Матерью страданий своего сына.

Верный себе, С. Ушаков наделяет образ Богоматери глубоким внутренним покоем и гармонией в противоположность прежним иконописцам, которые часто придавали лику Пречистой Деве трагическое выражение, подчеркивая ее неизбежную скорбь.

Русский изограф также допустил смелое отклонение от прославленного протографа. На его иконе Богомладенец расположен на левой руке Девы Марии, тогда как на образе из Киккского монастыря он покоится на ее правой руке.  подробнее

Ушаков, Симон. Богоматерь Киккская. Икона С. Ушакова. 1668. ГТГ. Фрагмент
Лики Богоматери и Иисуса Христа написаны С. Ушаковым в новой, светотеневой манере. Белки и радужки глаз выполнены не условной обводкой по темному санкирному фону, а по-ушаковски объемно. Между тем, одежды выписаны без тонового моделирования, как на старых иконах. При этом очень искусно с ювелирной тонкостью исполнена кайма на мафории Божьей Матери.  подробнее

Ушаков, Симон. Милютин, Михаил. Богоматерь Новоникитская. Икона С. Ушакова и С.Милютина. 1677–1678. Музей «Московский Кремль»

Иконе присуща объемная живописная лепка ликов и рук. В колорите сочетаются зеленые, красные, малиновые и белые цвета с обильным использованием золота. В иконе также видна попытка передать цветовой тональностью прозрачную ткань рубашечки Христа и текстуру дерева Голгофского креста. Эти характерные особенности свойственны не только творчеству Симона Ушакова, но и иконному писанию многих царских изографов Оружейной палаты второй половины XVII века.

См. статью.

  подробнее

Ушаков, Симон. Трухменский, Афанасий. История о Варлааме и Иоасафе. Гравюра С. Ушакова и А. Трухменского. 1681
С. Ушаков оставил значительное наследие графических работ. Чтобы составить о них некоторое представление, мы публикуем иллюстрацию из книги Симеона Полоцкого «История о Варлааме и Иоасафе», опубликованную в Москве в 1681 году. Изограф рисует к ней рамку титульного листа, а на фронтисписе помещает беседу старца Варлаама с царевичем Иоасафом. Гравюры на меди были исполнены Афанасием Трухменским.

Действие происходит на фоне двойной аркады с пилястрой в глубине. Вся сцена построена в прямой перспективе, хотя и с некоторыми отклонениями. В правильности передачи пространственных объемов, в умении писать фигуры в свободном ракурсе видна опытная рука мастера. С. Ушаков чувствует себя более свободным в графике, чем в иконописи.  подробнее

Ушаков, Симон. Спас Великий архиерей. Икона С. Ушакова. 1658. ГИМ
В соответствии с традиционной иконописной схемой в «Великом архиерее» лицо Христа худое, нос прямой и тонкий. Жестко прорисованы брови. Но человечески выразительны светло-карие глаза с голубоватыми белками, припухшими веками, с красноватыми слезниками в углах, взгляд спокойный и испытующий.

Ощущается тяжесть архиерейской митры, которая надвинута на лоб и дает мягкую глубокую тень. Светлые розовато-фиолетовые тона митры и облачения сочетаются с интенсивным голубым фоном, окаймленным черным кругом, что при светлом лике значительно усиливает впечатление живости лица.  подробнее

Ушаков, Симон. Спас Нерукотворный. Икона С. Ушакова. 1678. ГТГ
Изображений «Спаса Нерукотворного» работы С. Ушакова сохранилось несколько — в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее,  Историческом музее, в иконостасе и ризнице Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в коллекции В.В. Бардзимашвили и других местах. 

Настойчиво повторяя нерукотворный образ Христа, иконник стремился уйти от канонических изображений, добиться телесного цвета лика, отчетливо выраженной объемности, классической правильности черт.

Публикуемая икона поступила в Третьяковскую галерею из Смоленска в 1936 году. История ее бытования неизвестна, но авторство, бесспорно, принадлежит С. Ушакову, так как образ подписной. Под платом на фоне имеется белая надпись: «7186 [1678] писал Пимин Феодоров сын по прозванию Си[мон] Ушаков».

Лик Христа выполнен по оливковому санкирю, охрой, с высветлением и красновато-рыжеватыми приплесками в тенях. Света и тени живописно стушеваны. С головы Спасителя спадают по две пряди волос, выписанные чрезвычайно натурно. Белый плат, завязанный в верхних углах узелками, производит впечатление дорого, тяжелого атласа c золотым орнаментом.

Ушаковским «Спасам» недостает одухотворенности русских икон XIV—XV веков, и это не возмещается искренним старанием изографа воссоздать на иконе возможно правдоподобнее человеческое лицо.

  подробнее

Ушаков, Симон. Тайная вечеря. Икона С. Ушакова.1685. Сергиево-Посадский музей-заповедник
В иконе «Тайная вечеря» изографа привлекали реальные, земные переживания человека. Обостряя психологическую характеристику персонажей, С. Ушаков изменяет принятую в русской иконографии композицию «Тайной вечери», в которой Иуда изображался тянущимся к солонке. И этим жестом выдает себя. У С. Ушакова Иуда расположен на первом плане, он отвернулся от освещенного стола и прижимает к груди мешок с тридцатью серебряниками. Обособленность предателя подчеркнута и цветовым решением костюма: он, в отличие от других, в коричневатом плаще без золотых пробелов.

Апостолы погружены в раздумья и в свои переживания, связанные с последней трапезой со своим учителем, Иисусом Христом.

Композиция иконы уравновешена, фигуры свободно размещены в условном пространстве. Сохранив интерес к показу окружающей обстановки и перспективы, мастер остается верен традиционному иконному колориту, к письму одежд киноварью и охрой.  подробнее


    [ 1 ] [ 2 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer