Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Клее Пауль » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Клее Пауль (1879—1940)
Швейцарский живописец и график. Один из лидеров экспрессионизма. Творчество Клее в большей или меньшей степени тяготело также и к другим значительным художественным течениям XX в. — кубизму, сюрреализму, абстракционизму. Клее оставил после себя девять тысяч сто сорок шесть работ.
 
Эпоха, стиль, направление экспрессионизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Шевалье Дени. Пауль Клее. — М.: СЛОВО/SLOVO, 1995.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Пауль Клее родился в 1879 г. в Берне, в семье музыкантов. С семи лет начал учиться музыке. Через четыре года уже выступал в составе городского оркестра. Впоследствии, в трудные времена, Клее, талантливый скрипач, подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, ее ритмами и аккордами проникнуто большинство работ художника. С 1898 г. Клее обучался живописи и технике гравюры в Академии художеств в Мюнхене. В 1901—02 гг. совершил поездку в Италию (Генуя, Пиза, Рим, Неаполь, Флоренция и др.), в 1905 г. посетил Париж. В 1906 г. женился на пианистке Лили Штумпф, после чего молодая чета обосновалась в Мюнхене. Семью фактически содержала Лили, зарабатывая уроками музыки.
         В ранний период творчества Клее активно занимался гравюрой. В 1902—05 гг. он исполнил серию из пятнадцати гравюр «Инвенции», по праву причисленную к лучшему, что художник сделал в графике. Стилистика многих из них напоминает работы У. Блейка, но острая интуиция, странное и неповторимое чувство юмора обеспечивают работам Клее оригинальность.
         У Клее было все, чем должен обладать карикатурист, — проницательность, острый карандаш, меткий язвительный штрих, дар выразительного шаржа. Однако это не помогло ему получить работу ни в одном из мюнхенских журналов.
         В Мюнхене Клее сблизился с авангардистами, познакомился с Кандинским, Маке, Марком, Явленским, Арпом. Путешествуя по Германии, он изучил творчество Рембрандта и Нитхардта. В 1908—09 гг. побывал на выставках Ван Гога и Сезанна. Но первая персональная выставка самого Клее, состоявшаяся в 1910 г., не увенчалась успехом. Пятьдесят шесть его рисунков и гравюр не вызвали у публики ни малейшего интереса.
         В 1911 г. Клее вошел в творческое объединение «Синий всадник». Здесь приветствовалось все новое, и в то же время «всадники» не останавливались ни на одном из современных течений. В объединение также входили многие друзья Клее: Кандинский, Явленский, Марк. Произведения Клее этого периода основывались на интуитивных личных впечатлениях. Их живописные формы были связаны с подсознательными ассоциациями и трактовались в явно нереалистической манере. Хотя до полной абстракции дело доходило редко. В 1911—12 гг. Клее создал серию гротескных иллюстраций к «Кандиду» Вольтера.
         Новую струю в творчество Клее внесла поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г. Яркие южные краски Средиземноморья привели художника в восхищение. «Цвет захватил меня. Мне незачем гоняться за ним… это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник», — записал он в своем дневнике. Под впечатлением этой поездки Клее исполнил около сорока акварелей («Мечеть в Хаммамете»).
         В 1916 г. Клее призвали на военную службу. Правда, в окопах побывать ему не довелось — он занимался канцелярской работой. Как и всегда, много рисовал. В его картинах появлялось все больше непонятного. Сам Клее как-то раз сказал: «Чем ужаснее этот мир, тем абстрактнее искусство».
         После рождественского отпуска в 1919 г. Клее был демобилизован. Он чаще, чем прежде, стал писать маслом («Деревце в кустарнике»). Его живописные образы и графические метафоры образуют миры, не существующие в реальности, но вызванные к жизни воображением художника, который творит, подобно природе, повинуясь лишь воле своего гения («Полная луна», «Вилла Р»).
         В послевоенные годы к Клее пришло признание. Традиционные устои в обществе были подорваны, разочаровавшихся в реальной действительности становилось все больше, и потому интерес к фантастическому в искусстве возрос необычайно. В 1919 г. одна за другой состоялись три его выставки — в Мюнхене, Франкфурте и Ганновере.
         В 1921 г. началась педагогическая карьера Клее — его пригласили преподавать в «Баухаузе» — Высшей школе строительства и художественного конструирования, находившейся в Веймаре. Здесь обучали и художественным, и ремесленным навыкам. Клее вел класс живописи по стеклу, ткачества, а также живописный класс. Его картины этого периода чаще всего содержат простые мотивы: луна, деревья, птицы («Пейзаж с желтыми птицами», «Золотая рыбка»). Используя опыт мастеров шпалер, Клее создал цикл работ, в которых тривиальный мотив (дом, лестница, дерево, а иногда и просто магический квадрат) повторяется, заполняя ажурным узором все пространство холста («Ритмическое»). Появляется в работах Клее того времени и «сложная геометрия»: углы, перспектива, параллели («Красный шар»). Однако приемы кубизма для него — это не способ изобретения окружающего мира, а возможность новой игры с формой.
         Клее считал, что художнику необходимо отказаться от заранее продуманного плана. Названия картинам он давал, опираясь не на сюжет, а по вдохновению. На стенах его мастерской висели незаконченные или уже готовые, но безымянные картины. Художник часто проходил мимо них и, уловив на одном из полотен какую-нибудь новую черту, нечто похожее на предмет, именем этого предмета и «крестил» работу. Иногда уже готовую картину Клее разрезал на части и из этих частей по типу коллажа собирал новую, абсолютно не похожую на прежнюю.
         Зимой 1928—29 гг. Клее совершил путешествие в Египет, которое послужило столь же сильным творческим импульсом, как прежде поездки в Италию и Тунис. Перед лицом величественных следов прошлого он ощутил единство жизни и вечности, прошедшего и непреходящего.
         В 1931 г. Клее ушел из «Баухауза» в Академию техники живописи в Дюссельдорфе. Однако в 1933 г., с приходом к власти нацистов, современное искусство стало подвергаться частым и откровенным нападкам. Клее был вынужден покинуть Германию и вернуться на родину, в Берн.
        В творчестве Клее соседствуют произведения разной стилистической ориентации: конструктивистские и кубистические работы («Шесть типов»), пространственные композиции с их призматической граненой структурой («Огонь при полной луне»), с подвижными геометрическими телами, чьи растянутые, стиснутые, пересеченные поверхности необычайно динамичны, картины атмосферных явлений («Скоро пойдет снег»), в которых он передавал переходное состояние свето-воздушной среды. Кроме того, Клее создал серию работ с параллельными линиями и полосами: реальные пейзажи, как бы свитые из разноцветных лент, увидены в них с высоты птичьего полета. Несколько позже возникли работы, в которых художник разбрасывал цветовые пятна на манер семян мелкими точками («К Парнасу»). Единственным постоянным пристрастием Клее была линия, которую он наделял собственным смыслом. Он виртуозно владел всеми регистрами ее звучания, достигал необыкновенных пространственных и световых эффектов.
         В свои 54 года Клее был уже известным художником. Он выставлялся в крупных музеях и галереях не только в Германии и Швейцарии, но также в Америке, Бельгии, Франции, Англии.
         В 1935 г. Клее заболел склеродермией, от которой и умер пять лет спустя. Последний, бернский, период стал величайшим творческим взлетом художника. В это тяжелейшее для него время Клее выполнил свои лучшие пастели, среди которых выделяется «Восточный дворик». Напряжение форм некоторых его картин будто чревато взрывом, освобождением, но не радостным, а скорее освобождением от жизни. Старые темы: театр, музыка, Восток — художник трактует по-новому. Его работы мрачны, трагичны по настроению («Героический удар смычка»). В живописи Клее появились толстые, черные, напоминающие свинцовые оконные рамы линии («Голубая птица и тыква») — так называемая «траурная кайма». Символы сменились музыкальным ритмом рун, знаков, идеограмм. Несмотря на обреченность, Клее работал с неистовым упорством, словно понукаемый чьей-то властной рукой. Так появляются образы клети, решетки («Тюрьма»), символические рисунки с характерной лаконичностью линий. Художник все чаще обращается к теме смерти («Смерть и пламя»). Однако в его последних картинах («Натюрморт») цветовая уравновешенность создает счастливую гармонию.
         29 июня 1940 г. Пауль Клее умер. В своей надгробной речи Георг Шмидт назвал его «всеобъемлющим художником нашего столетия, прожившим человеческую реальность и преобразившем ее в своем искусстве».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer