Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Рен Кристофер » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Рен Кристофер (1632—1723)
Английский архитектор, математик и астроном. Крупнейший представитель классицизма, один из наиболее известных и почитаемых английских зодчих. В отличие от Иниго Джонса Рену на протяжении его долгой и плодотворной деятельности удалось осуществить почти все свои замыслы. Как истинный гуманист Рен работал для просвещения и народа. Он строил дворцы и храмы, библиотеки и театры, госпитали и ратуши, обустраивал жилые кварталы Лондона. Рен спроектировал и построил грандиозный и величественный собор Св. Павла в Лондоне. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.
 
Эпоха, стиль, направление классицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Кристофер Рен родился в 1632 г. в семье настоятеля Виндзорского аббатства. Рен получил очень широкое образование. После окончания Оксфордского университета занимался математикой и астрономией, был профессором астрономии в Оксфорде и Лондоне. Переломным пунктом в жизни Рена, обусловившим его обращение к архитектуре, стала поездка во Францию (1665—66), где он познакомился с Жюлем Ардуэн-Мансаром и другими французскими зодчими и с их работами, а также с мастером итальянского барокко Лоренцо Бернини, привезшим в Париж проект Лувра.
         Одним из первых сооружений Рена стал так называемый Шелдонский театр в Оксфорде — большое круглое здание, предназначенное для лекций, докладов, музыкальных концертов и университетских торжественных церемоний (но не для театральных представлений!). Повторив принципиальную схему театра Марцелла в Риме, Рен перекрыл его плоским, подвешенным к фермам потолком, роспись которого изображала поучительную аллегорическую историю.
         После «великого пожара» 1666 г., уничтожившего большую часть Лондона, Рен представил королю план перестройки центральной части столицы, который, однако, был отвергнут. В то же время Рен получил крупнейший заказ на строительство нового собора Св. Павла и на составление проектов восьмидесяти семи сгоревших приходских церквей, из которых он выстроил более пятидесяти. Эти работы обнаруживают яркую творческую индивидуальность Рена. Изумляет разнообразие и остроумие квадратных, прямоугольных, овальных планов этих построек, обычно небольших размеров, сама конфигурация которых часто объяснялась мастерским использованием тесных, неудобных участков, отведенных для их строительства. Исключительно разнообразна архитектура самих церквей и их колоколен, то близких по формам к готике, то строго классических. Достаточно назвать оригинальную по композиции внутреннего пространства купольную церковь Сент-Стивен (1672—79) или же церковь Сент-Мэри ле Боу (1671—80) с ее замечательной по красоте силуэта стройной колокольней.
         Собор Св. Павла в Лондоне, возведенный Реном в 1675— 1710 гг., стал величайшим культовым сооружением протестантского мира (длиной он превосходит Кёльнский собор, высотой купольной части — флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре). В отличие от католического римского собора Св. Петра, строившегося многими архитекторами на протяжении полутора с лишним веков, протестантский лондонский собор был сооружен одним мастером всего за три с половиной десятилетия. Предложенные Реном первые два проекта собора, предполагавшие возведение центрической купольной конструкции, были отвергнуты духовенством. Осуществленный проект имел более традиционную вытянутую форму трехнефной базилики с просторным подкупольным пространством. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Более скромные полукруглые портики поставлены по обоим концам трансепта. По сторонам главного фасада воздвигнуты стройные башни (одна для колоколов, другая для часов), за ними, над средокрестием собора, высится огромный величественный купол, при возведении которого как нельзя кстати пришлись глубокие математические познания Рена. Конструкция опирающегося на восемь столбов тройного купола сложна и необычна: над внутренней кирпичной оболочкой полусферической формы расположен кирпичный же усеченный конус, который несет венчающие собор фонарь и крест, а также третью, деревянную, крытую свинцом наружную оболочку купола. Окруженный колоннами барабан купола кажется особенно мощным потому, что каждый четвертый интерколумний (пространство между колоннами) колоннады заложен камнем (отсюда ее название — Каменная галерея). Над полусферой самого купола вторая, так называемая Золотая галлерея образует обход вокруг фонаря с крестом. Возвышающаяся над Лондоном группа купола и башен — несомненно, самая удачная часть собора, основной массив которого было трудно воспринять целиком, так как он оставался скрытым беспорядочной городской застройкой.
         Из гражданских сооружений Рена одно из самых блестящих — новые части дворца Хэмптон-корт в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе. В 1689—94 гг. им были выстроены корпуса вокруг так называемого двора с фонтаном, а также парковый фасад дворца. В этой оригинальной по замыслу работе архитектор показал высокое мастерство, строгий вкус и умение эффективно использовать материалы — кирпич и белый портландский камень.
         Плодовитый мастер, Рен строил не только дворцы и церкви. Им был окончательно разработан план Королевского госпиталя в Гринвиче, а также сооружен другой госпиталь — в Челси. Рен обстраивал район Темпл в Лондоне, выстроил ратушу в Виндзоре. В Кембридже ему принадлежит внутренний двор и здание библиотеки Тринити-колледжа, прототипом которой послужила библиотека Св. Марка в Венеции. В Оксфорде, помимо упоминавшегося выше Шелдонского театра, он выстроил библиотеку в Куинс-колледже. Использованные в этих постройках мотивы венецианского и римского зодчества получили у Рена оригинальное истолкование и вошли в историю английской архитектуры как создания национального гения.
         Рен пошел по пути, предуказанному Иниго Джонсом, но, в отличие от Джонса, впитавшего дух итальянского Возрождения, в классицизме Рена, пережившего эпоху пуританства, более явственно выражено рассудочное начало.
         Рен умер в 1723 г., похоронен в соборе Св. Павла. Надпись на его надгробии заканчивается словами: «...если ищешь памятник, оглянись».

Изображения

Мировая художественная культура XVII в. XVIII в. (первая четверть)
Литература XVII в. XVIII в. (первая четверть)
Музыка XVII в. XVIII в. (первая четверть)
История XVII в. XVIII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer