Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » A » Адам Роберт » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Адам Роберт (1728—1792)
Английский архитектор и градостроитель. Основоположник и крупнейший представитель английского неоклассицизма. Архитектурная деятельность Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он строил рациональные по композиции усадебные дома и общественные здания, застраивал целые улицы, площади, городские кварталы Лондона. Опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, Адам использовал строгие классические формы, изящный декор. Уделял большое внимание оформлению интерьера и мебели. Роберт Адам сыграл важнейшую роль в истории английского неоклассицизма. Этот стиль, весьма своеобразный и легко узнаваемый, нередко называют «стилем Адама». Традиции искусства братьев Адам долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.
 
Эпоха, стиль, направление неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; http://www.tonnel.ru/



         Роберт Адам родился в 1728 г. в Керколди в семье архитектора и строителя Уильяма Адама. Роберт получил образование в Эдинбургском университете, который окончил в 1743 г. Через два года он уже работает ассистентом у своего отца. После смерти Уильяма Адама в 1748 г. дело возглавил его старший сын Джон, Роберт же стал партнером Джона.
         В 1754—58 гг. Роберт предпринял путешествие по Европе. Он посетил Брюссель и Париж, путешествовал по югу Франции, однако наиболее плодотворной оказалась его поездка в Италию и Грецию, где будущий мастер с увлечением изучал античные памятники. В Далмации (территория совр. Хорватии и Черногории) Роберт провел подробнейшее исследование руин дворца Диоклетиана в Сплите, впоследствии опубликованное отдельной книгой (1764).
         В 1760-е гг. Адам создал множество усадебных домов в пригородах Лондона и в Центральной Англии. Как правило, в плане эти резиденции имеют форму буквы Н. В центре помещался круглый или овальный зал, из которого открывались двери в две параллельные анфилады комнат; к ним иногда примыкал для удобства коридор; в него эти комнаты имели на всякий случай выход. Особенно интересны интерьеры этих зданий, в которых автор нередко использовал этрусские орнаментальные мотивы (Проект декорации этрусской комнаты в усадьбе Остерли-парк). Один из наиболее известных интерьеров Адама — приемная в доме Сайон-хаус (1762—64), украшенная двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными капителями и скульптурами наверху.
         Другой характерный образец творчества Адама — замок Кедлстон-холл (1765—70), построенный и отделанный им по составленному другими архитекторами палладианскому плану — с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию. Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещения замка (Салон, Большой холл и Главная гостиная) принадлежат, несомненно, Адаму. Интерьеры Адама еще при жизни мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры. Неудивительно поэтому, что «стиль Адама» приобрел чрезвычайную популярность.
         Сущность творческого метода Адама определял рационализм, облеченный в формы греческой античности. Роберт Адам, хотя и подчеркивал, что точно следовал греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения в классические пропорции. Он считал себя, например, изобретателем особого «британского ордера» — колонн с капителями в виде львов и единорогов. Давая совершенно новую интерпретацию античным образцам, уделяя при этом особое внимание декоративным мотивам, Адам, по его собственному выражению, «революционизировал орнамент». Благодаря Адаму новые художественные тенденции распространились с отделки интерьеров на изготовление мебели, тканей, фарфора.
         В зависимости от того, каково было назначение здания, очень менялся и характер архитектурного оформления. Когда дело шло о постройке замков или городских дворцов знати, Адам не отказывался от массивности и величественности. Однако при возведении городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших усадеб он полностью отошел от палладианства. В очень простых и строгих классицистических формах выдержан новый университет в Эдинбурге (1789—91). Преодолев прежнюю палладианскую замкнутость, изолированность архитектурного объема, Адам выработал приемы формирования целостных городских кварталов как единого архитектурного ансамбля. Таковы площадь Фицрой-сквер и квартал Адельфи (в переводе с греч. — «братья»), названный так в честь самих братьев Адам. В результате более поздних перепланировок и перестроек (а также воздушных бомбардировок во время Второй мировой войны) от обширной строительной деятельности братьев Адам уцелело немногое (Дом на Фицрой-сквер).
         Около 1770 г. Адам выстроил мост через реку Эвон, а в 1777—82 гг. создал план дальнейшего расширения города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.
         После публикации в 1773 г. образцов архитектурных работ братьев Адам их влияние быстро распространилось в Англии и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в.
Литература XVIII в.
Музыка XVIII в.
История XVIII в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer