Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » В » Васнецов, Виктор Михайлович » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Васнецов, Виктор Михайлович
Васнецов, Виктор Михайлович (1848-1926) – русский живописец, график, архитектор, театральный художник.
 
Образовательный уровень основная школа, начальная школа, самообразование
Библиография Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. — М: Искусство, 1987; В.М. Васнецов и Д.Н. Ломан по письмам и документам из фондов РГИА // Москва в начале XX века: Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. Книга-альбом / Автор-сост. А.С. Федотов. – М., 1997.

Бахревский В.А. Виктор Васнецов. – М., Молодая гвардия, 1979 (серия «ЖЗЛ»); Бутина Н.Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. Москва. 1994 . № 7/8; Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999; Кудрявцева Л. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 1999; Лазуко А.К. Виктор Михайлович Васнецов. – Л.: Художник РСФСР, 1990; Маковский С. Силуэты русских художников. – М.: Республика, 1999; Моргунов Н.С., Моргунова-Рудницкая Н.Д. Виктор Михайлович Васнецов. – М., 1962; Очерки по истории русского искусства – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1954; Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. – М.: Искусство, 2003; Пастон Э.В. Виктор Васнецов. – М.: Белый город, 2001; Стасов В. В. В.М. Васнецов и его работы // Стасов В.В. Статьи и заметки. Т. 2. – М., 1954; Соловьев И.И. Православно-христианская философия в русском искусстве. – Харьков, 1910; Удальцова М.«Я всегда только Русью и жил...» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9); Успенский A.И. Виктор Михайлович Васнецов. – М., 1906; Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / Отв. редактор О.А. Платонов. – М: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008; Шилова Е. В. Виктор Васнецов. Альбом. – М: Арт-Родник. 2004.

Источники Пелевин Ю.А.



Творческая биография Васнецова можно условно разделить на четыре периода. В начале своей деятельности он следовал принципам передвижнического социально-критического жанра, так называемого «критического реализма». С конца 70-х годов Васнецов стал, по собственным словам, «историком, несколько на фантастический лад» и вошел в историю отечественной живописи как художник русских народных традиций. Со второй половины 1880-х – 1900-х годов он отдает бóльшую часть своего таланта религиозной живописи. В советский период его преобладающей темой по вынужденным обстоятельствам стали русские народные сказки.

Будущий знаменитый живописец родился в селе Рябово Вятской губернии в семье приходского священника. Впечатления детства и отрочества, проведенные в родном доме, сыграли определяющую роль в формировании Васнецова как художника и как личности. Первичное образование он получил в местной духовной семинарии. В 1867 году занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге у И.Н. Крамского, а в 1868 стал студентом Петербургской Академии художеств, поскольку считал, что для живописца обязательна академическая подготовка.

В академические годы (1868-1875) Васнецов сблизился с художниками народническо-разночинной ориентации и еще студентом примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. Начинающий живописец выступил как жанрист, он следовал, как и многие другие, за П.А. Федотовым и В.Г. Перовым («Нищие-певцы (Богомольцы)», 1873, Вятский областной художественный музей; «С квартиры на квартиру», 1876, ГТГ; «Чаепитие в трактире (В харчевне)», 1874, Вятский областной художественный музей; «Книжная лавочка», 1876 ГТГ; «Военная телеграмма», 1878, ГТГ; «Преферанс», 1879, ГТГ). Обостренная социальная направленность его убеждений и творчества привели к конфликту с администрацией Академии, и в результате Васнецова был исключен.

Творческий перелом в жизни художника наступил в 1876 году после поездки во Францию, где был создан первый эскиз к ставшей общеизвестной картине «Богатыри».

Зрелое творчество Васнецова всецело отдано фольклорным, легендарным образам даже тогда, когда он изображал историческое событие («Битва русских со скифами»,1879—1881, ГРМ; «После побоища Игоря Святославовича с половцами»,1880, ГТГ; «Царь Иван Васильевич Грозный»,1897, ГТГ). Он часто обращается к былине, эпосу, фольклору («Витязь на распутье», 1879, Серпуховской историко-художественный музей; «Богатыри», 1898, ГТГ; «Сирин и Алконост», 1896, ГТГ) или к сказке («Аленушка», 1881, ГТГ; «Иван царевич на сером волке», 1889, ГТГ). На своих полотнах он воплощает народную мудрость, в которой находит идеальное, скорее идеалистическое начало. Вместе с тем, выработав свою стилизованную манеру, он сумел преодолеть усиливающийся в эти годы застойный жанризм передвижничества.

В этот период Васнецову принадлежит, можно сказать, ведущая, роль во всех творческих начинаниях «абрамцевского кружка» (по названию подмосковного имения мецената Саввы Мамонтова в селе Абрамцево). Его члены – А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.М. Антокольский, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и др. – культивировали народные традиции в отечественном искусстве. Васнецов всячески способствовал изучению народного творчества и созданию мастерских по возрождению крестьянских ремесел.

Помимо станковой картины и стенописи Васнецов активно работал в области театрально-декорационной живописи. Его работа над «Снегурочкой» стала целым этапом в истории русской оперы. Художник создавал эскизы декораций и костюмов к постановке пьесы А.Н. Островского в домашнем театре С.И. Мамонтова и затем «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова в мамонтовской опере. («Снегурочка и Лель». Эскиз костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Акварель.1885-1886, ГРМ; «Палаты царя Берендея». Эскиз костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Акварель.1885-1886, ГТГ). В этой области Васнецов стал первооткрывателем новых путей в русском искусстве. В 1880-1883-ых годах он создал фресковый фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве.

Легендарность и идеализация церковной старины пронизывает образы монументальной живописи Васнецова второй половины 1880-х – 1900-х годов. Этот был третий этап в творческой периодизации художника.

На протяжении многих лет (1885-1896) Васнецов вместе с М.В. Нестеровым и другими помощниками был занят росписью Владимирского собора в Киеве. Это был колоссальный труд: стенопись покрывала около 2000 квадратных метров. Мастер стремился возродить в современности общественно-моральное значение религиозной живописи. Поиски его служили отражением мистико-идеалистических веяний, которыми в конце XIX в. были охвачены интеллигентные круги общества. Неслучайно роспись Владимирского собора была объявлена важнейшим созданием Васнецова, «религиозно-метафизическим» откровением. Еще до полного окончания работ он был избран в 1893 году действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. Но между тем, ему не удалось избежать во владимирских росписях академического эклектизма и иллюстративности, излишней в монументальном искусстве.

В этот период он много работает над произведениями религиозного содержания, которые являлись не столько картинами, сколько современные иконы. Отчасти эти творения были связаны с роспись в киевском соборе, отчасти имели самостоятельное значение («Бог Саваоф», 1885-1896, ГТГ; «Распятый Иисус Христос», 1885-1896, ГТГ; «Единородный сын слово Божие», 1885-1896, ГТГ; «Христос Вседержитель», 1885-1896, ГТГ).

Васнецов создал в 1896-1904 годах картины-иконы и эскизы для Георгиевского храма мальцевского Хрустального завода в селе Гусь Владимирской губернии («Распятие». Эскиз, 1896-1904, ГТГ; «Сошествие во ад». Эскиз, 1896-1904, ГТГ). Он также работал над эскизами для мозаик собора в Варшаве и Дармштадте, участвовал в реставрации Московского Кремля.

Свое слово мастер сказал и в архитектуре, где также широко использовал древнерусские традиции. Вместе с В.Д. Поленовым он проектировал в Абрамцеве церковь Спаса Нерукотворного (1882), стилизованную под средневековое псковское зодчество, по его рисунку была построена в Абрамцеве «Избушка на курьих ножках» (1881-1883). В 1902 году Васнецов выполнил фасад Третьяковской галереи. По его проекту построены дом коллекционера И.Е. Цветкова, собственный дом в Москве, российский павильон на Всемирной выставки в Париже.

Несостоявшаяся и кровавая революция 1905 года способствовала окончательному оформлению у художника определенной социально-политической позиции: он примкнул к Союзу Русского Народа. Совместно с В. П. Гурьяновым он пишет икону «Покров Пресвятой Богоматери». Образ был освящен 26 апреля 1907 г. в Успенском соборе Московского Кремля в день открытия 4-го Всероссийского монархического съезда, который постановил считать православный праздника Покрова днем всех патриотически-монархических организаций страны.

Знаменитым творением Васнецова стал памятный крест на месте убийства революционерами-эсерами великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле (1905). Памятник был уничтожен при советской власти и воссоздан в московском Новоспасском монастыре. Васнецов был также автором похожего по стилю памятника на могиле одного из вождей право-монархического движения В.А Грингмута (1907) на кладбище московского Скорбященского монастыря.

В годы Первой мировой войны произведения Васнецова стали чрезвычайно популярны среди простого народа: черно-белые открытки с изображениями его картин издавались миллионными тиражами и способствовали подъему патриотическому духа. Васнецовские буденовки (первоначально их называли «богатырками») и военная форма были разработаны художником только для единственного праздничного парада царской армии. Но в силу стечения обстоятельств они стали униформой сначала для конницы Буденного, а впоследствии для всей красной армии.

После 1917 года художник ушел целиком в народные сказочные образы, дабы не вступать в конфликт с новыми властями («Баба-Яга», 1917; «Кащей Бессмертный»,1917-1926; «Бой Добрыня Никитич с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Ковер-самолет», 1919-1926; все в Доме-музее В.М.Васнецова). Материальное положение Васнецова было плачевным: он жил на пенсию, предоставленную советской властью как заслуженному художнику. Престарелый мастер был вынужден продать свой дом, ныне являющийся мемориальным музей его имени.

Скончался Виктор Михайлович Васнецов 23 июля.1926 года и похоронен на московском Введенском кладбище.

Значение Васнецова для развития национальной школы русской живописи трудно переоценить. Сила Васнецова в народности, поэтическом одушевлении, героическом пафосе, религиозной устремленности его зрелых картин-икон. Можно по-разному относиться художественным достоинства васнецовского творчества, оно, действительно, неравноценно, но следует безусловно признать его роль первооткрывателя мира русских народных образов. Именно Васнецов дал творческий импульс многим художникам своего времени (М. Нестерову, И. Билибину, П. Корину) и последующим поколениям живописцев вплоть до сегодняшнего дня, когда в отечественном искусстве официально поощряемым стало национал-патриотическое направление.

Пелевин Ю.А.

Изображения

Статьи

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer