Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Канова Антонио » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Канова Антонио (1757—1822)
Итальянский скульптор и живописец. Крупнейший представитель неоклассицизма. Работал в различных жанрах. Основоположник неоклассицистического надгробия в итальянском искусстве, Канова создал целый ряд блестящих мемориальных памятников. В портретных бюстах современников воплотил свои представления о гражданственности, нравственных идеалах, возвышенной красоте человеческого духа. В духе романтических идеалов эпохи обращался к религиозным сюжетам. Создавал статуи-аллегории, исторические монументы. Подлинной классикой мировой скульптуры стали мифологические статуи и скульптурные группы Кановы, отличающиеся необыкновенной легкостью движения фигур, грациозностью жестов, ясностью и изяществом пластической формы. Имя Антонио Кановы занимает одно из самых значительных мест в истории европейского искусства XVIII — начала XIX вв.
 
Эпоха, стиль, направление неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Федотова Е. Д. Канова. Художник и его эпоха. М., 2002; Косарева Н.К. Канова и его произведения в Эрмитаже. — 2-е изд. — Л., 1963.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Антонио Канова родился в 1757 г. в селении Поссаньо недалеко от Венеции, в семье потомственных резчиков по камню. В 1768 г. поступил в мастерскую скульптора Дж. Торетти в Венеции. В Венеции Канова знакомится со скульптурными ансамблями города, изучает работы современных ваятелей, а также произведения античного искусства. В восемнадцать лет открывает свою собственную мастерскую.
         Первые же работы молодого скульптора прославили его имя. Это статуи «Орфей» и «Эвридика» (1773—76), созданные для сенатора Фалье (Музей Коррер, Венеция), в которых еще заметно влияние позднего барокко, и группа «Дедал и Икар» (1777—79). Последняя была выставлена на ежегодной выставке работ членов Академии, и скульптор получил за нее звание профессора.
         В 1780 г. Канова приезжает в Рим. В 1780-е — начале 1890-х гг. он создает две крупнейшие свои работы — надгробия папы Климента XIV (Санти-Апостоли, Рим) и папы Климента XIII (собор Св. Петра, Рим). В этих произведениях в полную силу проявилось дарование Кановы. В них ощутимо влияние венецианской скульптуры: в мягкой лепке одеяний аллегорических фигур Кротости и Умеренности (надгробие Климента XIV), фигурах Религии и Гения (надгробие Климента XIII), восходящих к образам алтарей приходских церквей Венеции, великолепных портретах обоих пап, спокойном ритме широко расставленных фигур у саркофагов. В дальнейшем скульптор обращался к различным формам неоклассицистического надгробия — греческой стеле, римской урне, символу вечности — пирамиде и т.п. Надгробия эрцгерцогини Марии Кристины Австрийской (1798—1805), в которой объем пирамиды сочетается с круглой скульптурой, и писателя В. Альфьери (1804—09) принесли мастеру громкую славу. В надгробии Альфьери саркофаг уподоблен маленькому античному храму, рядом с ним — аллегорическая фигура, символизирующая Италию, в которой современники увидели образ свободной, единой страны.
         В 1790-е гг. и позже Канова создает целый ряд произведений на мотивы из древнегреческой мифологии. Подлинной классикой мировой скульптуры стали скульптурные группы «Амур и Психея» (1793—97), «Три грации» (1813—16), статуи «Венеры Италийской» (1812) и «Гебы» (1816). Эти и другие произведения принесли Канове всеевропейскую известность.
         Дарование Кановы в большей степени тяготело к передаче идиллических сюжетов. Но и в немногих «героических» произведениях («Геракл и Лихас», 1815) скульптору удалось проявить свое виртуозное мастерство. Дух античной героики воплощен в статуях Персея («Персей с головой Медузы», 1804—06) и Тесея («Тесей и Минотавр», 1781—83; «Тесей и кентавр», 1804—19).
         В духе романтических идеалов эпохи Канова нередко обращается к религиозным сюжетам. «Кающаяся Мария Магдалина» (1809) принадлежит к числу лучших работ зрелого периода мастера.
         В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там мастер выполнил несколько изваяний императора и его близких. В изображениях Наполеона Канова придерживается классической традиции, его образ начисто лишен пафосной героики, которая культивировалась в искусстве эпохи империи («Наполеон в образе Марса-миротворца», 1803—09). Сестра Наполеона Паолина Боргезе представлена в образе Венеры-победительницы (1805—08).
         С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого Луки. После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художественные ценности, вывезенные французами, вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия VII титул маркиза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть столицу. Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строительству и украшению храма Троицы в Поссаньо.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. XIX в. (первая четверть)
Литература XVIII в. XIX в. (первая четверть)
Музыка XVIII в. XIX в. (первая четверть)
История XVIII в. XIX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer