Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Т » Торвальдсен Бертель » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Торвальдсен Бертель (1768/1770—1844)
Датский скульптор. Один из крупнейших представителей неоклассицизма в европейском искусстве. Один из самых плодовитых ваятелей в истории искусства. Работал главным образом в Риме (Италия). Лучшие творения Торвальдсена (гл. обр., на мифологические сюжеты) отличаются строгой гармонией композиции, пластической завершенностью, ясной и отчетливой красотой скульптурной формы. Выдающиеся произведения неоклассицизма созданы Торвальдсеном в рельефе. Торвальдсен создал большое количество портретных бюстов, увековечив в мраморе монархов и многочисленных представителей аристократии различных государств. Много разрабатывал библейские и христианские мотивы, однако эти работы не стали самыми удачными в его творчестве. Чрезвычайно популярный в Европе, Торвальдсен выполнил памятники для многих европейских городов. Торвальдсен имел большое количество последователей своего стиля.
 
Эпоха, стиль, направление неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Бертель Торвальдсен родился между 1768 и 1770 гг. в Копенгагене в семье резчика по дереву. В 1781—93 гг. учился в Академии художеств Копенгагена. В 1793 г. получил Большую золотую медаль Академии, что дало ему право на заграничную стажировку. Однако материальные трудности заставили отложить отъезд.
         В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Открытие мира античного искусства полностью перевернуло его жизнь. Известна фраза Торвальдсена, сказанная по приезду в Рим: «У меня словно снег стаял с глаз».
         После демонстрации в 1803 г. гипсовой модели статуи «Ясон с золотым руном» к молодому скульптору пришла известность. Весть о великолепной статуе, изображающей предводителя аргонавтов, отправившихся в Колхиду за золотым руном, быстро распространилась в художественных кругах Рима. Критики называли Торвальдсена художником-гением, которому подвластно постижение законов подлинно классической формы. В мастерской скульптора побывал и прославленный Антонио Канова, отметивший, что «это произведение сделано в стиле новом и величественном».
         Лучшие произведения Торвальдсена созданы на мотивы древнегреческой мифологии: «Геба» (1806), «Амур и Психея» (1807), «Венера с яблоком» (1813—16), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Три грации» (1817—19) и другие. Эти работы отличаются строгой гармонией композиции, пластической завершенностью, ясной и отчетливой красотой скульптурной формы.
         Торвальдсен ловко обыгрывал контрасты и всегда добивался гармоничной целостности образа. Его резец с удивительным правдоподобием передаёт зыбкие состояния перехода от покоя к движению. Такова фигура бога Меркурия (1818), который, усыпив великана Аргуса игрой на свирели, всё ещё держит её наготове, а свободной рукой собирается поднять меч, чтобы сразить врага. Эта готовность к движению тонко передана и в статуе «Пастушок» (1822—25).
         Выдающиеся произведения неоклассицизма созданы Торвальдсеном в рельефе («Гилас и нимфы», 1833). Поэтическим очарованием наделены его рельефы с изображением «летящих фигур» («Гименей и Амур», 1840). В связи с ожидаемым приездом Наполеона в Рим скульптору был заказан огромный (ок. 30 м) фриз «Вступление Александра Македонского в Вавилон». Две многофигурные процессии — греческое войско и приветствующие его жители — встречаются в центре композиции; между ними находится аллегорическая фигура Мира.
         В 1819—20 гг. Торвальдсен посетил Копенгаген, получив заказ на украшение церкви Богоматери (1811—29). Скульптор украсил фронтон главного входа храма фигурой проповедующего Иоанна Крестителя, паперть — рельефом «Вход в Иерусалим», интерьер — статуями апостолов, алтарь — колоссальной фигурой Христа и рельефом «Шествие на Голгофу». Следует отметить, однако, что произведения на сюжеты из христианской истории относятся не к самым удачным работам скульптора. В работах для церкви Богоматери проявилось увлечение живописью назарейцев, а также старонемецким искусством. Эти же черты характерны для надгробия папы Пия VII в соборе Св. Петра (1813) — ярком образце мемориальной пластики позднего неоклассицизма.
         Начиная с 20-х гг. XIX в. Торвальдсена знала уже вся Европа. Ему наперебой заказывали памятники для разных городов: Юзефу Понятовскому (1820—29) и Николаю Копернику (1829—30) в Варшаве, изобретателю книгопечатания Иоганну Гуттенбергу в Майнце (1833), Дж. Гордону Байрону в Кембридже (1831), швейцарским гвардейцам короля Людовика XIV в Люцерне (1819—21).
         Скульптор много работал в портретном жанре. Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались спросом по всей Европе. Он увековечил в мраморе монархов и многочисленных представителей аристократии целого ряда государств. К наиболее удачным работам Торвальдсена в портрете можно отнести бюсты Томаса Хоупа (ок. 1822), Вильгельмины Бирон (1818) и др.
         В 1838 г. Торвальдсен вернулся в Копенгаген и возглавил там Академию художеств. Скульптор завещал родине большую часть своего наследия, которая легла в основу его мемориального музея.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer