Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Домье Оноре » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Домье Оноре (1808—1879)
Французский график, живописец и скульптор. После революции 1830 г. — политический карикатурист; завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. После введения цензуры обратился к социально-бытовой карикатуре. За свою жизнь Домье создал десятки серий карикатур, в которых нашли отражение характеры и нравы современного французского общества. Домье — автор галереи скульптурных бюстов, представляющих сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Домье создал значительное количество живописных работ, главным образом жанровые сцены, а также портреты, картины на религиозные, мифологические, литературные сюжеты. В живописи Домье связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается в его полотнах со смелой обобщенностью письма и цветовой экспрессией, резкими светотеневыми контрастами. Всего мастер оставил свыше четырех тысяч произведений графики, живописи и скульптуры.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Яворская Н.В. О. Домье. — Л., 1935; Замятина А. Н. О. Домье. — М., 1954; Калитина Н. О. Домье. — М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Эсколье Р. Оноре Домье / Пер. с фр. — М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи / Пер. с фр. — М., 1984; Дьяков Л. А. Живопись Оноре Домье. — М., 1986.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Оноре Викторьен Домье родился в 1808 г. в Марселе в семье стекольщика. В 1814 г. семья переехала в Париж. Домье не получил систематического художественного образования. В 1820-е гг. он брал уроки живописи и рисунка, обучался технике литографии у Рамеле.
         После революции 1830 г. Домье стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях («Силуэт, 1830—31; «Карикатюр», 1830—35; «Шаривари», 1830—60 и 1863—72).
         Около 1830—32 гг. Домье вылепил из глины галерею скульптурных бюстов, представляющих сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии ( Жан Огюст Шевандье де Вальдром, парламентарий (Тупица). Бюсты выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера. До наших дней дошли тридцать шесть произведений этого цикла.
         В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834 г. художник обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость («Законодательное чрево»). Постоянным героем художника был Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную неповоротливую грушу («Прошлое, настоящее, будущее»). Он то выступает в роли лицемера-врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен»), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Все мы честные люди, обнимемся»).
         Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г.
         В период 1835—48 гг. в связи с запрещением политической карикатуры Домье обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», — настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех сословий и профессий тогдашнего французского общества (Из серии «Парижские эмоции», Из серии «Служители правосудия»).
         Новый взлет творчества художника пришелся на 1848 г. — время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более динамичным («Последнее заседание экс-министров»).
         После прихода к власти императора Наполеона III (1852—70) политическая сатира была запрещена. Домье вновь обращается к бытовой карикатуре (Из серии «На злобу дня», Из серии «Парижские зарисовки», Из серии «Летние зарисовки»).
         Последний всплеск творческой активности стареющего художника снова был связан с политическими событиями — франко-прусской войной 1870—71 гг. и Сентябрьской революцией 1870 г. На литографии «Бедная Франция! Ствол сломан, но корни еще крепки» (1871) Франция предстает искалеченным деревом с одной веткой, согнутой порывом ветра.
         Домье как живописец был неизвестен современникам: он никогда не выставлял свои картины. Художник писал портреты, жанровые сцены («Прачка», «Вагон третьего класса»), полотна на литературные, мифологические, религиозные сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчеркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот»).
         Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 г. в Париже устроили большую персональную выставку мастера, на которой экспонировались литографии, сделанные им за сорок лет работы, а также живописные произведения. Благодаря достижениям Домье техника литографии получила широкое распространение среди французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в.
Литература XIX в.
Музыка XIX в.
История XIX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer