Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ф » Фридрих Каспар Давид » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Фридрих Каспар Давид (1774—1840)
Немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Представитель романтизма. Пейзажист. Изображал поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье Померании с затерянными в дюнах одной-двумя человеческими фигурками, подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственно мерцающего или феерически вспыхивающего освещения. В своих работах выражал восхищение стихийной мощью, грозной беспредельностью природы, созвучие ее сил движениям человеческой души. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью планов, богатой игрой светотени.
 
Эпоха, стиль, направление романтизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Каспар Давид Фридрих и его современники: Каталог выставки. М., 1975; Федотова Е. Д. Фридрих. М., 2002; Азадовский К.М. Пейзаж в творчестве К.Д. Фридриха // Проблемы романтизма. — вып.2. — М., 1971; Михайлов А.В. Природа и пейзаж у К.Д. Фридриха // Советское искусствознание ’77. — вып.1. — М., 1978.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Грейфсвальде (Померания) в семье мыловара. В шестнадцать лет начал брать уроки живописи. В 1794—98 гг. учился в Академии художеств в Копенгагене, где сформировался как пейзажист. С 1798 г. работал в Дрездене. В 1801 г. сблизился с Филиппом Отто Рунге и кружком романтиков.
         В ранний период творчества создавал рисунки, два из которых в 1805 г. были отмечены первой премией кружка Веймарских любителей искусства, которым руководил И.В. Гёте. Первое живописное произведение художника — «Крест в горах» (1807—08) — создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Картина вызвала оживлённые споры в обществе. Романтизм как направление в немецкой живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике.
         В 1810 г. Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Берлине две новые работы — «Монах у моря» (1808—09) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809—10). Эти картины имели успех, их приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был избран почётным членом Берлинской академии художеств.
         В пейзажах Фридриха («Зимний пейзаж с церковью», ок. 1811) проявился интерес художника к культуре прошлого, ее национальной самобытности. Тема распятия, характерная для старых немецких мастеров, величественные руины готических соборов, заброшенные монастыри и аббатства в пейзажах Фридриха обретают новое романтическое звучание. Сцены зимнего пейзажа или полыхающего сухого леса, на фоне которых как символы времени высятся руины и распятия, привносят в картины чувство необычного и таинственного.
         В 1816 г. Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря.
         Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлечённость стихийной мощью, грозной беспредельностью природы («Меловые скалы на острове Рюген», ок. 1818; «Двое, созерцающие луну». 1819—20; «Ночь в гавани (Сестры)», ок. 1820; «Закат солнца (Братья)», 1830—35). Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место («Странник над облаками», 1817—18).
         Присущий Фридриху интерес к воспроизведению конкретного пейзажного мотива, разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей («Кораблекрушение при лунном свете», 1825—30). Освещенные загадочным лунным или ровным солнечным светом горные пейзажи Баварии («Утро в горах», 1822—23) или виды пустынного побережья Померании («Восход луны над морем», ок. 1821) всегда заключают в себе почти мистическое чувство грандиозности и величия природы. Смутное беспокойство человека перед простором мира порой перерастает в них в настроение щемящей тоски, в горькое осознание неизбежной бренности всего земного («Гибель «Надежды» во льдах», 1824).
         В 1824 г. Каспар Давид Фридрих получил звание профессора пейзажного класса дрезденской Академии художеств, однако к этому времени его творчество вышло из моды. С середины 20-х гг. XIX в. мастер жил замкнуто и одиноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия.

Изображения

Мировая художественная культура XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
Литература XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
Музыка XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.
История XVIII в. (четвертая четверть) XIX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer