Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Бёрдсли Обри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Бёрдсли Обри (1872—1898)
Английский художник-график. Крупнейший мастер стиля модерн, один из видных представителей эстетизма рубежа XIX—XX вв. Творческая одаренность Бёрдсли уникальна: он был музыкантом, сочинял стихи и пьесы, играл на любительской сцене. Проживший всего двадцать пять лет (он умер от туберкулеза), Бёрдсли оставил обширное графическое наследие — главным образом, иллюстрации к литературным произведениям и рисунки, сделанные по заказам различных журналов. В камерном по духу, утончённом и сложном по содержанию творчестве Бёрдсли зародились многие идеи и принципы модерна. Образы разных эпох и стилей, острота ощущений и захватывающая интрига, таинственный и причудливый мир, где порок и невинность, романтичное и циничное сплелись в единый клубок, — всё это позднее проявилось во всех национальных школах и жанрах искусства, связанных с новым стилем рубежа XIX—XX вв.
 
Место создания Англия
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Сидоров А. А. Искусство Бердслея. — М., 1926; Обри Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / Сост. и авт. вступ. ст. А. Басманов.— М., 1992; Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., Радуга, 2008.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Винсент Обри Бердсли родился в 1872 г. в Брайтоне. Рисовать начал с четырехлетнего возраста, одновременно проявил незаурядные музыкальные способности. В качестве чудо-ребенка выступал на концертах фортепианной музыки. В школьные годы увлекался бытовой карикатурой, зарабатывал рисованием пригласительных карточек, меню и т. п. Систематического художественного образования не получил, проучившись несколько месяцев в Вестминстерской художественной школе (1891). Изучал европейское искусство в музеях Англии и Франции, проявив особый интерес к наследию Мантеньи, Боттичелли, Дюрера. Кроме того, в его стиле угадывается знакомство с греческой вазописью, помпеянской живописью, китайским фарфором, японской гравюрой, средневековой миниатюрой, европейским искусством XVIII в., в частности, Ватто и Хоггартом.
         Важнейшим источником творчества мастера, глубоко интеллектуального в своей основе, была литература. Круг прочитанных им книг необычайно широк, он сам был автором утонченной прозы и поэзии («Венера и Тангейзер», 1896). Книги стали стержнем и смыслом его творческой жизни. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это главным образом иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
         В 1891 г. Бердсли познакомился с Берн-Джонсом, который наряду с Россетти оказал большое влияние на формирование искусства мастера. Первый успех художнику принесли иллюстрации к роману английского писателя Т. Мэлори «Смерть Артура» (1893—94). Большая часть изображений построена на контрасте темного фона и светлых фигур, прорисованных изящными линиями («Четыре королевы и сэр Ланселот»). Мастер умело сочетает декоративные рамки с заключенными в них сценами. Человеческие фигуры то вплетаются им в общий орнаментальный ритм, то даются на фоне пейзажа. Движения фигур, декоративный рисунок цветов, деревьев, морских волн отличаются утонченной гибкостью. Пейзажи с тенистыми парками и средневековыми замками придают действию таинственную романтичность. Важную роль здесь играет и оформление самого текста — виньетки, заглавные буквы, орнаменты. Нежные лепестки обвивают буквы, дивные цветы и плоды образуют вокруг текста чудесный сад.
         Иные грани творческого облика Бердсли раскрываются в иллюстрациях к пьесе английского писателя О. Уайльда «Саломея» (1894). В них он дерзок, экстравагантен, язвителен («Черный капот»). Эти рисунки не являются в прямом смысле иллюстрациями к тексту, они скорее представляют собой самостоятельное истолкование сюжета, своеобразные вариации на заданную писателем тему. В большинстве композиций библейское начало лишь угадывается, растворяясь в утонченном символизме персонажей и сцен («Танец живота»). Исполненная губительных страстей героиня, гибкая фигура которой полна чувственной красоты, обладает демонической притягательностью («Кульминация»). Рисунки, выполненные на светлом фоне, завораживают игрой линий и силуэтов. Большие плоскости белого и черного усиливают выразительность гибкого контура фигур, сочетающих изящество с гротескностью, утонченность эстетического чувства с откровенным эротизмом. Непостижимая точность рисунка и простота композиции достигают здесь совершенства («Павлинья юбка»), сравнимого только с каллиграфической виртуозностью японской гравюры, которую Бердсли хорошо знал и высоко ценил.
         Бердсли много сотрудничал с периодическими изданиями и благодаря опубликованным в них работам стал известен широкой публике. Для некоторых журналов он был человеком, определявшим художественное лицо издания. Особой сферой в творчестве художника было оформление журнала «Савой» («Вознесение св. Розы из Лимы»). Рисунки для обложек и полей, лаконичные, остроумные и изящные, полны едкого юмора. Так, в иллюстрации «И я в Аркадии...» (1896) Бёрдсли своеобразно пародирует картину «Аркадские пастухи» французского живописца XVII в. Никола Пуссена. Однако роль аркадского пастуха здесь исполняет немолодой, облысевший денди, чей щеголеватый наряд и изогнутый силуэт усиливают комизм ситуации.
         Новый период творчества Бердсли был связан с увлечением мастера литературой и искусством XVIII в. В его листы, с одной стороны, врывается стихия века рококо со свойственным этому стилю жеманным аристократизмом, роскошью быта и идеализмом любовной пасторали. Композиции наполняются многочисленными персонажами в камзолах и пудреных париках, томными красавицами в кринолинах. Художник с прежде необычной для него тщательностью изображает интерьеры, наполненные изящной мебелью, зеркалами, канделябрами, каминными часами, пейзажи регулярных парков, видные через проемы больших окон, и все это изобилие вещей и витиеватых деталей подобно ковровому рисунку сплошь покрывает плоскость листа. С другой стороны, герои галантного века трактуются Бердсли как действующие лица фантастического карнавала. В композициях появляются классические театральные персонажи, такие как Пьеро (Эскиз обложки для книги из серии «Библиотека Пьеро»), а также горбатые карлики с лицами, искаженными гримасой, рождающие впечатление зловещей напряженности. В героях ощущается некая кукольность, их лики напоминают маски. Сущность образов этого карнавала трудно уловима, они сочетают в себе красоту и извращенность, порой они одновременно страшны и смешны или же проникнуты пронзительным чувством ностальгической тоски. Графические приемы художника становятся более разнообразными: он разрабатывает пятна черного и белого, покрывая их извивами орнаментов, скользящим штрихом, бликами, облачным пунктиром, точечным узорочьем, благодаря чему возникает ощущение своеобразной многоцветности композиции. Самым совершенным произведением этого периода являются одиннадцать иллюстраций к поэме английского автора А. Попа «Похищение локона» («Битва красавцев и красоток», «Сон»).

Изображения

Мировая художественная культура XIX в.
Литература XIX в.
Музыка XIX в.
История XIX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer