Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Редон Одилон » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Редон Одилон (1840—1916)
Французский график и живописец, представитель символизма. Первоначально работал в области рисунка (гл. обр. углем) и тоновой литографии, выпустил целый ряд альбомов гравюр, в которых создал индивидуальную иконографию, основанную на гротеске и иллюзиях в духе Гойи. Позднее перешел к масляной технике. Создавая в своих произведениях мир фантастических существ, Редон вводит в него реальные детали, тем самым добиваясь эффекта смешения сна с явью, мистической недосказанности.
 
Эпоха, стиль, направление символизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. — М., 1994.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004.



         Одилон Редон родился в 1840 г. в городе Бордо, в аристократической семье. Детство провел в родовом имении Пейрельбад. Учился в Бордо у акварелиста Горена, затем в Париже у Жерома. Существенную роль в формировании мировоззрения и вкуса молодого художника сыграла встреча с Арманом Клаво — ботаником, обладателем огромной библиотеки. Именно он познакомил Редона с творчеством Бодлера и Эдгара По, мировыми философскими учениями, а также миром растений и микроорганизмов. Все это впоследствии нашло оригинальное воплощение в его полотнах и гравюрах, соединивших в себе реальность и болезненно-мистическую фантазию.
         В 1863 г. Редон познакомился с художником и гравером Родольфом Бреденом, в мастерской которого он овладел техникой литографии и гравюры на металле. Мистические фантазии Бредена подстегнули воображение художника, создавшего индивидуальную иконографию, основанную на гротеске и иллюзиях в духе Гойи.
         В 1867 г. Редон впервые выставился в Салоне, показав одну из своих гравюр.
         В 1870 г. Редон перебрался в Париж; работал, главным образом, углем («Глаз как шар»), занимался тоновой литографией. В середине 1870-х гг. он посетил Голландию, где серьезно изучал творчество Рембрандта.
         В 1879 г. Редон создал первую серию литографий — «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями.
         Вслед за серией «В мечте» выходят и другие альбомы литографий Редона — «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «Памяти Гойи» (1885), «Ночь» (1886), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Сновидения» (1891). Фантастические мотивы его эстампов, проникнутые верой в существование мистического внутреннего зрения, напоминают обрывки сновидений.
         В 1881 и 1882 гг. прошли персональные выставки художника. На второй выставке молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами... сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны...» («Улыбающийся паук», 1881). Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты. В дальнейшем в его творчестве постоянно будут возникать близкие его мироощущению темы и образы, заимствованные из поэзии и музыки («Ворон», 1882; «Беатриче», 1885; «Парсифаль», ок. 1912).
         Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. «Редон — мечтатель, провидец, — писал Гоген. — Природа таинственна и бесконечна, она наделена воображением… и доказывает это неизменным многообразием своих творений. Художник сам является одним из орудий природы, и Редон представляется мне одним из избранных продолжателей ее дела. Мечты его становятся реальностью благодаря правдоподобию, которое он придает им».
         Постепенно Редон оставил графику. Его живописные работы наполнены теми же фантастическими образами («Мистическая барка», ок. 1890—95; «Тайна»). Холсты мастера подобны эмалям: яркие и сочные цвета доминируют в них («Будда», ок. 1905).
         Редон нередко обращался к античным мотивам: «Красный сфинкс» (ок. 1912), «Колесница Аполлона» (1912), «Рождение Венеры» (1912), «Циклоп» (ок. 1914). Писал также красочные пейзажи и удивительные натюрморты с изображением невероятной красоты цветов («Ваза с цветами», 1914), иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно («Цветы», ок. 1903). Женская головка придаёт им изысканность и лёгкость («Две девочки среди цветов», ок. 1905—12).
         В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.
         Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer