Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Климт Густав » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Климт Густав (1862—1918)
Австрийский живописец. Представитель стиля модерн. Один из основателей и президент венского Сецессиона, или «Объединения художников и архитекторов Австрии», сыгравшего определяющую роль в становлении венского югендстиля. Автор декоративно-плоскостных символических композиций, портретов и пейзажей, тяготеющих к сложным аллегорическим образам. Зрелые произведения Климта, испытавшего сильное влияние византийских мозаик, подчинены изощренному орнаментальному ритму дробных, мозаичных цветовых пятен. Характерной особенностью картин этого периода является сочетание объемной моделировки лиц, рук, обнаженных частей тела с плоскостной декоративностью наслаивающихся на фигуру золотых и орнаментальных зон. В позднем творчестве Климта «золотой стиль» сменяется напряженной экспрессией в трактовке символического содержания.
 
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Сармони-Парсонс И. Густав Климт. — М., 1996; Нере Ж. Густав Климт. — М., 2000; Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., Радуга, 2008.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т. 2. — М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Густав Климт родился в 1862 г. в Вене в семье гравера. Получил образование в венской Школе прикладного искусства. После этого долгое время работал как художник-декоратор в модном тогда в Австро-Венгрии эффектном варианте классицизма, пользуясь большим успехом.
         В начале 90-х гг. мастер начал серьёзно изучать современное искусство, особенно те явления, которые были противоположны официальному академическому вкусу. Климта привлекали поэзия, философия и история искусства. Огромное впечатление произвели на художника древнегреческая скульптура периода архаики и крито-микенская вазопись, которые заставили его по-другому взглянуть на знакомые и любимые им античные образы.
         Первые работы, созданные в совершенно новом для Климта стиле, относятся к 1895 г. Прежде всего это композиция «Любовь». Прекрасная молодая пара, написанная почти с фотографической точностью, показана в условном пространстве, напоминающем клубящиеся облака. В таинственном сиренево-сером тумане проступает несколько женских лиц — девушка, зрелая женщина, безобразная старуха. Эти лица-маски — возможно, символы страданий и смерти, неизбежно сопутствующих любви. Полотно пронизано тонким романтизмом, а дерзкое сочетание натурализма и аллегории придаёт ему особую изысканность. В похожем стиле выполнена и картина «Музыка».
         В 1897 г. Климт стал лидером нового союза — венского Сецессиона, или «Объединения художников и архитекторов Австрии». Название «Сецессион» (от лат. seccessio — «отделение», «уход»), заимствованное у похожих объединений в Мюнхене и Берлине, говорило о нежелании молодых мастеров сотрудничать с академическими организациями. Художники Сецессиона начали издавать журнал «Ver Sacrum» (лат. «весна священная»), в котором изложили свои цели: создание новой системы отношений между человеком и миром, основанных на стремлении к красоте, создание искусства, призванного быть посредником в этих отношениях, и, наконец, системы выставок, которые служили бы делу объединения мастеров разных стран и направлений. Первая выставка Сецессиона (1898) представила самые интересные явления европейского модерна и символизма: в ней участвовали французский художник Пюви де Шаванн и русский скульптор П.П. Трубецкой, швейцарский живописец Арнольд Бёклин и многие другие.
         Став лидером венского Сецессиона, Климт превратился в одного из самых смелых экспериментаторов. Отныне его картины всегда вызывали критику и споры. Стиль художника времён расцвета Сецессиона прекрасно продемонстрирован в полотне «Юдифь I» (1901). Ломая традиционные представления о Юдифи — благородной героине, Климт придал ей черты «роковой» соблазнительницы. Этот образ часто связывают с важным для живописца символическим персонажем, названным им Nuda veritas (лат. «обнажённая истина»), — обнажённой женской фигурой, которая олицетворяет чувственные инстинкты, несущие человеку зло. Позднее, в 1909 г., страшная и вместе с тем чарующая сила энергии зла была воплощена художником в другом библейском образе — танцующей Саломеи. Мрачное лицо, резкий ломаный рисунок, декоративная изысканность одеяния — всё это отталкивает душу, но притягивает взгляд, оставляя зрителя в томительном напряжении.
         В 1902 г. Климт выполнил грандиозный цикл панно «Бетховенский фриз», задуманный как образно-аллегорическое претворение Девятой симфонии Бетховена в интерпретации Рихарда Вагнера. Панно были предназначены для зала венского Сецессиона, в котором поместили скульптуру «Бетховен» немецкого мастера Макса Клингера (1875—1920), а также картины других членов Сецессиона, близкие ей по духу. Получилось целостное произведение, основанное на синтезе искусств — одной из важнейших идей стиля модерн. За соединением разных работ стояло представление о духовном братстве художников, призванном изменить мир и человека.
         Характерная особенность картин 1900-х гг. — сочетание объемной моделировки лиц, рук, обнаженных частей тела с плоскостной декоративностью золотых и орнаментальных зон, наслаивающихся на фигуру («Медицина: Гигиея», 1907). Разнотипные узоры (скручивающиеся спирали, разбегающиеся завитки, россыпи цветов, ленточные арабески, шахматный ритм черных прямоугольников) образуют вязь абстрактных мотивов, в разрывах которой проступают фрагменты натуралистически трактованных фигур («Поцелуй», 1907—08).
         Большое место в творчестве Климта занимал портрет. Чаще всего он писал женские образы, наделяя их то романтической мягкостью, то выразительной эмоциональностью («Портрет Фрицы Ридлер», 1906). В женских портретах мастера доминирует поток орнаментальных ритмов, пробегающих волной по сильно вытянутому вертикальному формату («Портрет Эмили Флеге», 1902; «Адели Блох-Бауэр I, 1907»).
         Не менее интересны пейзажи Климта, напоминающие изысканные декоративные панно («Садовая дорожка с цыплятами», 1916). В лучших из них — «Крестьянский сад с подсолнухами» (1905—09), «Аллея в парке перед дворцом Каммер» (1912) — живописец использует элементы пуантилизма (техники точечных мазков), что придаёт пейзажу особую лёгкость.
         В позднем творчестве Климта (1910-е гг.) «золотой стиль» сменяется напряженной экспрессией в трактовке символического содержания («Дева», 1913); возможно, под влиянием фовизма художник начинает использовать яркие краски («Танцовщица», 1916—18). Подлинным трагизмом пронизана композиция «Смерть и жизнь» (1916), очевидно, навеянная потрясениями военных лет.
         Творчеству Густава Климта присущи все характерные признаки стиля модерн: тяготение к символике и сложным аллегорическим образам, стремление к необычным декоративным эффектам, постоянное желание экспериментировать. Им всегда руководила вера в великое предназначение искусства, которое может создать особый мир, где жизнь человека будет строиться на основе красоты.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer