Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Роден Огюст » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Роден Огюст (1840—1917)
Французский скульптор и график. Один из наиболее знаменитых ваятелей Франции. Один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Творчество Родена тяготеет к сложным символическим образам, к выявлению широкого спектра человеческих эмоций — от ясной гармонии и мягкого лиризма до отчаяния и мрачной сосредоточенности. Произведения Родена приобретают эскизный, как бы незаконченный характер, что позволяет мастеру создавать впечатление мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи. Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм и придавал особое значение их фактурной осязаемости. Наиболее значительное произведение Родена, над которым он работал тридцать семь лет, но так и не успел закончить, — так называемые «Врата ада», символически воплотившие мир человеческих страстей. Творчество Родена дало импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров европейской скульптуры XX в., и в первую очередь его учеников, среди которых Э.А. Бурдель, А. Майоль, Ш. Деспьо, А.С. Голубкина.
 
Эпоха, стиль, направление импрессионизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Вейс Д. О. Роден / Пер. с англ. — М., 1969; Вейс Д. «Нагим пришел я». О скульпторе О. Родене / Пер. с англ. — М.: Республика, 1993; Терновец Б. Роден. — Л., 1936; Стародубова В. В. Огюст Роден. — М., 1998; Роден [Сборник статей о творчестве] / Пер. с нем. — М., 1960; Корн И. Огюст Роден. Мастер скульптуры. — М.: Республика, 1997; Скляренко В., Иовлева Т., Рудычева И. Сто знаменитых художников XIX—XX вв. — Харьков: Фолио, 2002.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Рене Франсуа Огюст Роден родился в 1840 г. в Париже в семье мелкого служащего. Художественные способности будущего скульптора проявились в раннем детстве. Мальчик рисовал постоянно — углем на оберточной бумаге, мелом на мостовой и стенах домов. В 1854 г. он поступил в Школу рисования и математики, готовившую мастеров декоративно-прикладного искусства, где его учителем был Гораций Лекок де Буабодран (1805—1902). Трижды Роден поступал в Школу изящных искусств, высшее художественное учебное заведение в Париже, но всякий раз терпел неудачу.
         В 1864 г. Роден занимался в мастерской при Музее естественной истории у выдающегося скульптора-анималиста Антуана Луи Бари (1796—1875). Затем он работал помощником модного скульптора Альбера Эрнеста Каррье-Беллёза (1824—87), а также изготовлял модели статуэток для Севрской фарфоровой мануфактуры. «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. — Я... обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле. Для меня всё это послужило своего рода обучением... я изучил таким образом всестороннее мастерство скульптора».
         Первая крупная работа мастера — «Человек со сломанным носом» (1864) — была отвергнута Салоном за слишком реалистичную манеру работы.
         В 1875 г., скопив немного денег, Роден смог впервые поехать в Италию, где познакомился со скульптурами Микеланджело. Работы итальянского зодчего открыли Родену, насколько выразительной может быть пластика человеческого тела. Находясь под влиянием великого мастера, Роден в 1876—77 гг. исполняет одно из самых знаменитых своих произведений — «Бронзовый век». Первоначально статуя называлась «Раненый воин» или «Побежденный». Изобразив с необычайным реализмом, без идеализации и условностей, обнаженного юношу, держащего копье, Роден бросил вызов академическому искусству. Критика обвинила скульптора в том, что он выдал за творческую работу слепок, снятый с натурщика. Лишь вмешательство группы художников положило конец обвинениям. В ходе дальнейшей работы мастер убрал копье и придал статуе символический смысл.
         Салон 1878 г. принёс скульптору известность. У него появились заказы и своя мастерская. Но главное — получил признание творческий стиль Родена, в основе которого лежали глубокое преклонение перед человеческим телом, понимание, что его формы способны выразить любую идею, настроение или состояние.
         В 1880 г. французское правительство заказало Родену оформление главных дверей строившегося Музея декоративных искусств в Париже. Названные «Вратами ада», они стали величайшим творением Родена, над которым он работал до конца жизни. «Врата ада» (1880—1917) представляют собой плоский портал с двумя громадными створками. Вся его поверхность покрыта зыбкой пластической массой; приближаясь, зритель видит, что это скопище человеческих тел. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого бытия, его окружают другие персонажи. Символически воплощающие мир человеческих страстей, рельефы врат навеяны «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Вийона, Бодлера, Верлена и др. «Врата ада» не были закончены Роденом, но эскизы к ним вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами: «Ева» (1881), «Данаида» (1885), «Поцелуй» (1886), «Вечная весна» (1886), «Мыслитель» (1888), «Тень» (ок. 1880), «Уголино» (1882) и др.
         Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Скульптура была заказана муниципалитетом города Кале в память о подвиге далекого прошлого: во время Столетней войны, в 1347 г., шесть самых уважаемых жителей города добровольно согласились принять смерть, чтобы спасти своих сограждан от гибели, а город от разграбления. Не нарушая композиционной целостности группы, скульптор с необычайным реализмом раскрывает неповторимый характер каждого персонажа, его чувства, мысли и переживания в преддверии надвигающегося конца. Однако произведение Родена оказалось настолько необычным, что заказчик вначале отказался от него. Лишь в 1895 г. композицию отлили в бронзе и установили в Кале.
         Роден создал большое количество портретных бюстов: писателя Виктора Гюго (1897), драматурга Бернарда Шоу (1906) и др., — в которых предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. Последней крупной работой мастера стал памятник Оноре де Бальзаку (1893—97), заказанный ему Обществом литераторов. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Только спустя сорок с лишним лет монумент был установлен в Париже на пересечении бульваров Распай и Монпарнас.
         К открытию в 1900 г. Всемирной выставки в Париже Роден был не только знаменит, но и богат. Он работал вместе с учениками и многочисленными помощниками в шести мастерских и надеялся достойно представить искусство скульптуры, однако организаторы выставки отказались предоставить павильон для его работ. Восемьдесят тысяч франков стоило Родену открытие собственной выставки. Историк и друг скульптора А. Александр писал: «После индивидуальной выставки 1900 г. в павильоне у моста Альма, которую Роден составил из всего, что он выполнил и намеревался выполнить, успех обрушился на него, подобно циклону».
         После триумфа на выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Париже. Сюда он перевёз все свои работы, а также коллекции картин, гравюр, античной скульптуры, которые завещал государству. В 1916 г. правительство разрешило ему превратить отель Бирон в Музей Родена. Тогда же Огюст Роден составил творческое завещание потомкам, в котором изложил свои принципы в искусстве. Он, в частности, писал: «Пусть единственной вашей богиней будет природа».
         Большинство произведений Огюста Родена хранится в музее Родена в Париже, однако существует большое количество их копий в бронзе, мраморе и гипсе, находящихся во владении многих музеев мира.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer