Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Х » Ходлер Фердинанд » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Ходлер Фердинанд (1853—1918)
Швейцарский живописец и график, один из крупнейших и наиболее самобытных мастеров модерна. Обладая всеми характерными признаками этого стиля, творчество Ходлера несет целый ряд неповторимых черт: огромную внутреннюю силу, эпический размах, стремление отразить в своих работах историко-патриотические темы. Ходлер работал в разных жанрах — писал пейзажи, портреты, полотна аллегорического и символического содержания, картины на темы национальной истории и фольклора. Ходлер видел в живописи прежде всего средство выражения сильных чувств и мощной жизненной энергии. Его творчество парадоксально сочетает духовный порыв и сильную земную страсть, аскетическую строгость и огромную волю к наслаждению и радости. Именно в этом соединении противоположных начал заключено обаяние стиля Фердинанда Ходлера.
 
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Варшавский Л.Р. Фердинанд Ходлер. — М., 1980. • Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., Радуга, 2008.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004.



         Фердинанд Ходлер родился в 1853 г. в Берне в семье столяра. С детства помогал в мастерской своему отчиму — художнику-декоратору. В 1867—70 гг. находился в обучении в мастерской Фердинанда Зоммера, специалиста по «видам Швейцарии».
         В 1871 г. Ходлер приезжает в Женеву, где останется на всю жизнь. Там он знакомится с Бартелем Менном, профессором Школы изящных искусств, начинает посещать занятия в его мастерской.
         Первые самостоятельные работы Ходлера датируются серединой 1870-х гг. Тогда господствующим направлением в швейцарской живописи был бытовой реализм, пришедший из Германии. На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей («Сапожник за работой», 1879), однако манера письма художника далека от дотошного натурализма. Достаточно взглянуть на картину «Студент» («Автопортрет»), 1875, чтобы почувствовать желание мастера создавать обобщённые образы, присущие любой эпохе и стране.
         В 1876 г. Ходлер впервые выставляет шесть своих работ в швейцарском Обществе изящных искусств. В 1878—79 гг. начинающий художник работает на пленэре — пишет пейзажи окрестностей Женевы и Мадрида, который посетил в 1879 г. («Берега Манзанареса»). В ранних произведениях этого жанра заметно влияние Камиля Коро и Гюстава Курбе. Позднее, однако, Ходлер разработал в пейзаже собственный декоративный стиль, построенный на ярких тонах и четких очертаниях («Вид Женевского озера из Сен-Пре», 1901; «Дан-дю-Миди», 1912).
         Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев». После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изображено триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились праздничный, эффектный колорит и жёсткий, чуть упрощённый рисунок, улыбки на лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные фигуры людей напоминают скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства. Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая символу. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пюви де Шаванна.
         С конца 1880-х гг. в живописи Ходлера проявляется интерес к символизму с его тайными значениями предметов, а также появляются первые признаки нового стиля, который на рубеже веков заявит о себе как стиль модерн («Приобщение к бесконечному», 1892). Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, в дальнейшем сыгравшую важнейшую роль в развитии модерна. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности («Ночь», 1890). Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание («Избранный», 1893—94).
         В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его творческому темпераменту: «День» (1899), «Весна» (1901), «Истина II» (1903), «Женщина в экстазе» (1911) и др.
         Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). Здесь действующие лица расположены в два яруса, что позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.
         С 1892 г. Ходлер участвует в выставках Салона символистов «Роза и Крест», в дальнейшем, с 1901 по 1905 гг., принимает участие в выставках венского Сецессиона, а позднее — мюнхенского и берлинского. В 1913 г. мастер был удостоен ордена Почетного легиона.
         В 1914 г. в числе ста двадцати женевских художников Ходлер подписал протест против бомбардировки немецкой артиллерией Реймского собора, после чего был исключен из всех немецких художественных организаций, в которых состоял.
         В 1917 г. в Цюрихе состоялась большая ретроспективная выставка картин Ходлера, включавшая свыше шестисот его произведений.
         Творчество Ходлера во многом предвосхитило художественные искания XX столетия.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer