Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Г » Гауди Антони » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Гауди Антони (1852—1926)
Испанский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал главным образом в Барселоне. В причудливых по формам постройках Гауди пластичные перетекающие объемы и смелые конструктивные нововведения (параболические арки, наклонные опоры, облегченные своды) создают впечатление фантастических, как бы вылепленных от руки органичных криволинейных форм.
 
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., Радуга, 2008; Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992; Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992; Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Т. 1. — М., Прогресс-Традиция, 2001; Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М., Стройиздат, 1990.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Антони Гауди родился в 1852 г. в небольшом городке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Средиземного моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В 1873 г. Антони поступил в Высшую техническую школу архитектуры, где увлекся изучением средневековой готической архитектуры. Дипломный проект будущего зодчего вызвал неоднозначную реакцию преподавателей. Директор школы заявил, что Гауди «или гений, или безумец».
         Вскоре после окончания школы Гауди получил свой первый заказ. В 1878—85 гг. для Мануэля Висенса, владельца крупнейшего в Каталонии производства керамических изделий, Гауди возвел живописный дом с башнями-беседками на крыше (дом Висенса). В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой доминирует мотив осеннего сада, благоухающего цветочными ароматами и спелыми плодами, наполненного шумом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев. Комната для курения оформлена в восточном стиле. В саду тему растительного царства продолжила кованая решетка, составленная из пальмовых веток.
         В 1883 г. Гауди познакомился с Эусебио Гуэлем, богатейшим барселонским аристократом и промышленником. Гуэль стал постоянным заказчиком и близким другом мастера. По его заказу в 1886—91 гг. Гауди построил дом в Барселоне — дворец Гуэль. Архитектор придал дворцу, зажатому между высокими соседними домами, вид готического сооружения с устремленным вверх узким фасадом. Интерьеры здания поражают богатством конструктивных решений — разнообразными по форме перекрытиями и различными видами опор, выполненных из известняка и кирпича.
         В 1900 г. Гуэль, увлекшись идеей культурного преобразования общества, весьма популярной на рубеже XIX—XX вв., задумал построить на окраине Барселоны «город-сад». Он приобрел участок, на котором возвели два образцовых дома. (Один из них купил Гауди и прожил в нём до самой смерти.) Через пять лет строительство было прекращено, так как оказалось невыгодным делом. Вместо города Гуэль решил соорудить здесь парк. У входа в парк Гуэль стоит домик привратника. Он похож на кусок лавы, извергнутой разбушевавшимся вулканом. Его крыша словно стекает по стенам и застывает пузырями труб, окон и парапетов. От входа ведёт лестница, на которой сидит совсем не страшный, неуклюжий и толстый дракон. Он лениво греется на солнце у подножия «античного храма». Это сооружение было задумано как общественный рынок, а в парке его превратили в галерею — укрытие от палящего солнца. Стоит подняться на крышу, как образ храма исчезает, вытесняясь мотивом морской волны в очертаниях линии парапета, одновременно служащего спинкой «бесконечной скамьи». Парк был в основном закончен в 1914 г., а в 1922 г. город приобрёл его у наследников владельца.
         В первое десятилетие XX в. Гауди, уже чрезвычайно популярный в Барселоне архитектор, работал над двумя крупными заказами — большими доходными домами. Дом Батло был построен для крупного промышленника Хосе Батло Касанаваса. Точнее, требовалось перестроить уже существующее старое здание. Гауди полностью изменил планировку дома, вписав в узкий прямоугольник городского жилища сложную композицию внутренних помещений. Устроив на трёх первых этажах дорогие апартаменты, архитектор оформил их снаружи сложными изогнутыми каменными ограждениями, которые образованы выступами фонарей и балконов; они напоминают скелеты фантастических животных или всплески вулканической лавы. Стены дома облицованы битым стеклом различных оттенков голубого, сочетание которых нигде не повторяется. Главный фасад, выходящий на улицу, похож на змеиную кожу; это впечатление усиливает крыша из рельефной черепицы, напоминающей чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами. Дом Батло предстаёт таинственным живым существом, окаменевшим под действием чар злого волшебника.
         Дом Мила стал последним законченным сооружением Гауди. Волнистые наружные стены определяют свободную и прихотливую внутреннюю планировку, в которой нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому уникальна. Строение выглядит глыбой застывшей лавы, в которой вырублены пещеры — окна и балконы. На крыше дома — каменные цветы, яркая керамика, цветное стекло.
         Крупнейший проект Гауди, которому он посвятил свыше сорока лет жизни, — возведение церкви Саграда Фамилия. Строительство храма в центре Барселоны было уже начато, когда в 1883 г. архитектору предложили продолжить его сооружение. Вначале Гауди изменил лишь капители колонн, затем последовательно разработал четыре варианта постройки. В 1906 г. в барселонской газете впервые появился эскиз всего храма, а в 1916 г. был сделан его макет. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия — собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии. Единственная часть храма, которую успел возвести сам мастер, — левая башня западного фасада. Оставленные автором материалы — чертежи, макеты и выполненные детали сооружения — позволили современным архитекторам продолжить его дело.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer