Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ц » Цорн Андерс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Цорн Андерс (1860—1920)
Шведский живописец, график и скульптор. Создавал жизнерадостные, полные внутренней динамики сцены из жизни шведских крестьян, пейзажи, оживленные отдельными фигурами и сценками. Работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком. Выполнил ряд портретов, остро передающих индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста и мимолетного выражения лица. Чистый колорит, мерцающий свет и легкий мазок сближают творчество художника с искусством импрессионистов. Помимо живописи и скульптуры Цорн много занимался гравюрой, нередко делал офорты со своих композиций. Мастер оставил после себя свыше двухсот гравюр.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Андерс Цорн и его современники: Каталог выставки. — Л., 1981.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Андерс Леонард Цорн родился в крестьянской семье близ провинциального городка Мора в Швеции в 1860 г. В пятнадцать лет он отправился в Стокгольм, собираясь стать скульптором, но за годы обучения в Художественно-промышленной школе (1875—77), а затем в Академии художеств (1877—81) раскрылся его талант живописца. Первый успех будущему мастеру принёс рисунок тушью «Скорбь» (1880). Внешне следуя традициям сентиментального салонного искусства, Цорн проявил здесь гораздо больше вкуса и чувства, чем обычно требовалось. Уже в студенческие годы он был надёжно обеспечен заказами.
         За учебой последовали годы странствий. Поселившись в 1882 г. в Лондоне, Цорн не прекращал путешествовать — посетил Италию, Испанию, Балканы, Константинополь, Алжир — и регулярно навешал родину. В то время он работал в основном акварелью, с удивительной живостью и полнотой передавая калейдоскоп своих путевых впечатлений («Кузины», 1883; «Лодочник в константинопольском порту», 1886). Работы, созданные Цорном в Швеции, более спокойны и задушевны — художник словно заново вглядывается в знакомые с детства лица, пейзажи, предметы («Хлеб наш насущный», 1886).
         В 1888—96 гг. Цорн жил в Париже, на лето уезжая в Швецию. В Париже мастер обращается к масляной живописи. Вместе с молодыми художниками, отделившимися от академического Салона, он выставляется в выставочных залах у Дюран-Рюэля и Ж. Пети. Под влиянием «Купальщиц» Огюста Ренуара Цорн увлёкается темой обнажённых фигур на пленэре («Купающиеся девушки», 1890). Первой в большой серии ню 1890-х гг. стала картина «Премьера» (1888), получившая золотую медаль на Международной выставке в Париже в 1889 г.
         В Париже Цорн создал ряд выразительных, острохарактерных портретов («Портрет Коклена», 1889).
         В 1896 г. мастер навсегда поселился в родных местах, в Море. Изучая местный фольклор, он собрал богатую этнографическую коллекцию, а в 1913 г. построил большой дом в «старинном северном» стиле, который впоследствии превратился в мемориальный музей. Главной темой его творчества стала жизнь шведской провинции («Танец в Иванову ночь», 1903). Мастер создал целую галерею портретов жителей своего края — колоритных, остро передающих индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста и мимолетного выражения лица. Рыжеволосая румяная крестьянка («Марит», 1891) заплетает косу привычными движениями сильных рук, зажав в зубах красную ленту. Старый скрипач («Хинс Андерс», 1904) изображен за игрой — морщины на его коричневом лице подчёркнуты резкими тенями, виски и крючковатый нос блестят от испарины, жидкая бородка двигается в такт музыке.
         В начале 80-х гг. Цорн увлёкся офортом. Художник воспроизводил в этой технике свои акварели и картины, создавал жанровые сцены и портреты («Эрнест Йозеф Кассель», 1909) и к 90-м гг. стал одним из ведущих европейских гравёров.
         По словам русского художника и историка искусства А. Н. Бенуа, Андерс Цорн «представляет всей своей ясностью, всей своей безграничной любовью к простоте, всем своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст... художникам, выросшим на подражании старым мастерам... На картинах... всё ясно, светло и по тому самому — хорошо, красиво; его произведения не напоминают вкусных пряников... но действуют как прекрасная, чистая ключевая вода».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer