Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » Орта Виктор » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Орта Виктор (1861—1947)
Бельгийский архитектор, один из основоположников стиля модерн. Создавал, главным образом, особняки. Для построек Орта характерны свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, пластичность объемно-пространственной композиции фасадов и интерьеров, широкое применение металла и стекла, выявление их декоративных возможностей и, главное, органическое стилистическое единство всех компонентов сооружения. Орта использовал обильный растительный орнамент, первым ввел в стилистику модерна гибкую, упругую линию (т.н. «линия Орта», или «удар бича»). Позже перешел к неоклассицизму.
 
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., Радуга, 2008; Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992; Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992; Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Т. 1. — М., Прогресс-Традиция, 2001; Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М., Стройиздат, 1990.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; http://www.webplus.info/



         Виктор Орта родился в 1861 г. в Генте в семье предпринимателя, выходца из Испании. Изучал архитектуру в гентской Академии художеств (1876—78), два года стажировался в Париже и закончил образование в брюссельской Академии изящных искусств (1880—81), где его наставником был зодчий неоклассического направления Альфонс Балa (1818—95), построивший в столице Бельгии здание Музея старинного искусства.
         В 1880-е гг. Орта начал свою строительную деятельность, преодолевая академизм и другие школьные навыки. Затем в течение пяти лет вообще ничего не строил, а в 1890-е гг. развернул свою деятельность так широко и с таким блеском, что его постройки становились образцом для подражания во многих странах. Особняк Тасселя в Брюсселе (1892—93) был первым в ряду этих блестящих построек Орта. Настоящий модерн в архитектуре начинается именно с особняка Тасселя, явившего миру новаторскую структуру с эффектно акцентированными металлическими деталями и конструкциями, образующими растительные узоры и динамичные гнутые линии, которые сам автор называл «ударом бича». Еще более новаторским было внутреннее решение особняка, соединившее изысканный декор с нетрадиционно свободной планировкой. Он строится скорее вверх, чем по горизонтали. Здесь нет анфиладной или коридорной системы. Главную роль играет лестница, которая ведет наверх, становясь едва ли не самым парадным элементом интерьера. Внутри Орта использует тонкие металлические колонны.
         Принципы, выработанные Орта в особняке Тасселя, еще более последовательно реализуются в следующей замечательной постройке мастера — особняке Сольве в Брюсселе (1895— 1900). В том же духе возведены собственный дом архитектора в Брюсселе (1898—1900), отель Ван Этвелде в Брюсселе (1899) и некоторые другие сооружения.
         В 1896 г. Орта получил заказ от бельгийской рабочей партии на строительство Народного дома (1896—99), где должны были проходить съезды и другие общественные мероприятия этой организации. Угловой участок с выходом на площадь позволил архитектору эффектно изогнуть главный фасад здания, поместив в центре вогнутой линии главный вход. В интерьере изгиб фасада выходит в обширное пространство столовой-ресторана; сложная, ребристая конструкция её потолка напоминает свод средневекового собора. Над столовой расположен лекционный зал, стены которого полностью смонтированы из металлических элементов. Здание Народного дома стало образцом функционального использования металла в общественном строительстве. К сожалению, Народный дом был снесен в 1950-е гг.
         В 1915 г. Орта побывал в Англии, в 1916—19 гг. жил в США. С годами архитектор перешел к более строгим, неоклассическим решениям, предпочитая простые прямоугольные формы и не обнажая конструкций (Дворец изящных искусств в Брюсселе, 1922—27; Музей изящных искусств в Турне, 1928). Последней крупной постройкой Орта был брюссельский Центральный вокзал (1936—53).
         Орта много времени уделял педагогической деятельности. Он был профессором Свободного университета в Брюсселе (1892—1912), Академии художеств в Антверпене (1919—27) и Брюсселе (1912—31). В 1927—31 гг. занимал должность директора брюссельской академии.
         В 1932 г. Виктору Орта был пожалован титул барона.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer