Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » В » Ван де Велде Анри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Ван де Велде Анри (1863—1957)
Бельгийский архитектор и мастер декоративно-прикладного искусства. Один из основателей Немецкого Веркбунда — объединения архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, которое ставило своей целью реорганизацию строительства и художественных ремесел на современной промышленной основе. Художественный талант Ван де Велде претерпел стремительную эволюцию и отличался исключительным многообразием проявлений. В проектах мебели, оформлении интерьера и постройках раннего периода Ван де Велде выступал как инициатор стиля модерн, используя криволинейные формы и декор. Позже как архитектор и теоретик стал одним из основоположников и лидеров рационализма. В поздних работах использовал принципы функционализма. Широко известен как дизайнер предметов декоративно-прикладного искусства — мебели, керамики, столовых приборов и т.п.
 
Эпоха, стиль, направление модерн
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Фар-Беккер Габриеле. Искусство модерна. — Konemann UK Ltd., 2004; Сарабьянов Д. Стиль модерн. — М., Искусство, 1989; Михайлов С. История дизайна. — Т. 1. — М., Союз дизайнеров России, 2004; Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Т. 1. — М., Прогресс-Традиция, 2001; Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. — М., Стройиздат, 1990.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Анри Клеменс Ван де Велде родился в 1863 г. в Брюсселе в семье преуспевающего фармаколога. В 1881—83 гг. прошел курс в Академии художеств Антверпена. В 1884—85 гг. продолжил учебу в Париже у Карлоса Дюрана. По возвращении в Бельгию в 1886 г. Анри участвует в различных авангардных движениях в Антверпене и Брюсселе, в 1889 г. вступает в художественное объединение «Группа двадцати». Художественный талант Ван де Велде претерпел стремительную эволюцию и отличался исключительным многообразием проявлений. Свою творческую карьеру Ван де Велде начал с живописи и графики, отдав дань импрессионизму и пуантилизму. Однако следуя тенденции своего времени, Ван де Велде оставил живопись, чтобы делать «реальные вещи», перейдя к декоративному искусству и архитектуре. Прикладным искусством Ван де Велде начинает заниматься с 1892 г.: он проектирует мебель (диван, стул, дамское бюро), делает рекламные плакаты, изготовляет меню для обедов и ужинов и т.д. и т.п. — то есть становится подлинным творцом среды, в которой пребывает человек. В 1890-е гг. занимается дизайном интерьеров и мебели для двух фешенебельных парижских магазинов — «Ла Мезон Модерн» и «Мезон де Лар Нуво». На Дрезденской художественной выставке 1897 г. Ван де Велде представил ткани, обои, мебель. В 1898 г. художник открывает в Брюсселе собственную мастерскую, которую через два года перевезет с собой в Германию.
         Многообразие творческих интересов Ван де Велде проявилось уже в первых его постройках. Замечателен в этом смысле собственный дом архитектора в Уккеле близ Брюсселя — так называемый дом Блюменверф, возведенный в 1895 г. Если сама архитектура этого дома, повторяющего тип английского коттеджа, еще не очень выразительна и не содержит доминирующих элементов модерна, то все остальное в этом доме достойно самого пристального внимания. Интерьеры, мебель, посуда, мелочи быта, даже модели своих костюмов и платьев жены — все это создано по эскизам художника. Все подчинено единому ритму, имеет определенный «линейный модуль». Линия Ван де Велде — тоже гнутая, как и у Виктора Орта, но без лишних узоров, более простая, имеющая тенденцию к выпрямлению. Дом Блюменверф вместе с интерьерами и всей обстановкой представляет единый художественный ансамбль, воплощающий, по словам мастера, «красоту, обладающую властью над любой деятельностью».
         В 1899 г. Ван де Велде получил приглашение из Германии и поехал туда работать. Для богатого коллекционера картин графа Гарри Кесслера архитектор в 1900 г. оформил интерьеры берлинской квартиры. Форма, по мнению мастера, должна нести отголосок душевного состояния человека. Столовая здесь выполнена в спокойных светлых тонах и украшена изящными деревянными панелями. Ван де Велде спроектировал и изысканную мебель. Спинки стульев отдалённо напоминали крылья бабочек и усиливали лёгкое, безмятежное настроение, царящее в комнате.
         В том же году Ван де Велде уехал в Веймар, где стал консультантом ремесленного производства Великого герцогства Саксен-Веймар-Эйзенах. Одновременно архитектор получил заказ от известного собирателя произведений современного искусства Карла Эрнста Остхауса на оформление интерьеров Фолькванг-музея в Хагене, где должна была разместиться его коллекция живописи импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900—02 гг. Ван де Велде оформил вестибюль здания, парадную лестницу и залы музея. Это произведение мастера представляет собой один из типичнейших образцов стиля модерн.
         Круг материалов, применяемых Ван де Велде в декоративно-прикладном искусстве, значительно расширяется. Теперь он использует также серебро (жардиньерка), стекло и керамику. В начале XX в. Мейсенская фабрика по производству фарфора приглашает знаменитого бельгийского мастера к сотрудничнству (соусник, ваза, тарелка).
         В зрелый период творчества Ван де Велде выступил как основоположник и лидер рационализма. В 1907 г. он возвел новое здание Веймарской школы искусств и ремесел, которую возглавлял с 1903 г. В этой постройке архитектор попытался освободиться от декора, орнамента и прихотливых линий. Это прямоугольное в плане сооружение; боковые стены прорезаны широкими вертикальными рядами окон, заканчивающимися на крыше фонарями мастерских.
         В том же стиле был возведен театр Веркбунда в Кёльне (1914 г., не сохранился). Ван де Велде выстроил здание из монолитного бетона, что придавало ему облик скульптурной массы, пластичной, но в то же время очень тяжёлой, под собственным весом расползающейся по поверхности земли.
         Покинув Германию в 1917 г., Ван де Велде недолго работал в Швейцарии и Голландии, а затем вернулся на родину, где продолжал практическую деятельность. Он организовал и в 1926—35 гг. возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре.
         В поздних работах Ван де Велде использовал принципы функционализма. Таковы Библиотека университета в Генте (1935—40) и Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло (1937) — последняя значительная работа Ван де Велде. Здание предназначалось для хранения и экспозиции коллекций живописи и скульптуры, принадлежавших голландским промышленникам Крёллер-Мюллерам.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer