Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Бурдель Антуан » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Бурдель Антуан (1861—1929)
Французский скульптор, ученик Огюста Родена, работал в его мастерской около двадцати лет. От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений в зрелом творчестве перешел к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики. В произведениях на античные темы, многочисленных памятниках, выразительных портретах Бурдель стремился к героизации и монументализации образов. Автор рельефов, украшающих здание театра на Елисейских полях.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бачурина И. Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель. — М.: Юный художник, 2001; Стародубова В.В. Бурдель. Альбом. — М., 1979.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Эмиль Антуан Бурдель родился в 1861 г. в Монтобане в семье резчика по дереву. В 1876 г. городской муниципалитет послал талантливого юношу учиться в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академические правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу, лишившись стипендии, и начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу (1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому мастеру Огюсту Родену. Приблизительно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и сотрудничество. Вначале Бурдель лишь учился у Родена, вникая в особенности его техники и видения формы. Позднее он получил право переводить гипсовые и глиняные модели в мрамор и бронзу. Именно через руки Бурделя прошла отливка скульптурной композиции «Граждане Кале»: он принимал изготовленные фрагменты памятника перед его установкой в 1895 г. Молодой скульптор участвовал также в создании памятника Бальзаку. Работам этого периода, в которых прослеживается несомненное влияние Родена, присущи пластичность, стихийность и чувственность.
         Вскоре после знакомства с Роденом Бурдель получил от муниципалитета родного города заказ на памятник павшим во франко-прусской войне 1870—71 гг. жителям департамента Тарн-и-Гаронна. В 1902 г. «Памятник павшим» (1893—1902) был открыт на центральной площади Монтобана. В первом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление Бурделя к героизации и монументализации образов.
         От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений в зрелом творчестве Бурдель переходит к более уравновешенным композициям. В 1900 г. мастер создал скульптуру «Голова Аполлона», противопоставив стихии чувств разум и равновесие. С этого момента начинается период его увлечения древнегреческой скульптурой. За «Аполлоном» последовал ряд статуй, воплотивших античные образы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909) принесла Бурделю первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом. В 1912 г. Бурдель закончил статую Пенелопы, терпеливой супруги Одиссея. Похожая на колонну древнего храма, эта статуя — словно символ устойчивости и равновесия. Она олицетворяет собой всепобеждающую женскую силу.
         В 1908 г. Бурдель покинул Родена. Учитель, бюст которого Бурдель изваял в 1909 г., похож на весёлого и хитрого бога Пана (самого Пана скульптор создал в следующем году, внеся в образ лесного бога оттенок гротеска).
         Вскоре у Бурделя появилась возможность попробовать свои силы в оформлении архитектурного сооружения. Богатый финансист Габриэль Тома, поклонник искусств и обладатель нескольких работ Бурделя, в 1911 г. начал строительство здания театра на Елисейских Полях в Париже. Удачными оказались две композиции Бурделя 1912 г., предназначенные для простенков между окнами первого и второго этажей боковых фасадов. «Танец» навеян выступлениями известных танцовщиков Айседоры Дункан и Вацлава Нижинского, которые гастролировали тогда в Париже. «Музыка» создана скульптором под впечатлением от барельефов античного памятника — «Трона Людовизи».
         В 1912 г. Бурдель получил заказ от правительства Аргентины на возведение памятника генералу Альвеару, национальному герою, возглавившему борьбу страны за освобождение от испанского владычества. Бронзовый конный монумент был готов в 1917 г. Мастеру потребовалось еще три года, чтобы закончить четыре аллегорические фигуры для постамента — «Силу», «Победу», «Красноречие» и «Свободу». Памятник аргентинскому герою отличает спокойная, уравновешенная композиция, свойственная произведениям античности или эпохи Возрождения.
         Бурдель работал и в других жанрах. Так, мастер создал целый ряд портретов — исторических лиц («Бетховен», 1901; «Энгр», 1907) и современников («Доктор Кебель», 1914; «Анатоль Франс», 1919).
         В 10-х гг. XX столетия Бурдель стал популярен в Париже. Он участвовал вместе с Роденом в организации скульптурной школы, а с 1909 г. и до самой смерти преподавал в частной парижской художественной школе Гранд Шомьер. В начале 20-х гг. прошли персональные выставки Бурделя в странах Европы и по всему миру. У мастера появилось огромное количество заказов. В 1919 г. скульптора наградили орденом Почётного легиона.
         В последнее десятилетие жизни Бурдель завершил выдающийся памятник, посвященный окончанию Первой мировой войны, — «Франция, приветствующая иностранные легионы» (теперь он называется «Франция», 1925). Последней работой мастера стал памятник польскому поэту-романтику Адаму Мицкевичу (1909—29). Монумент был заказан в 1908 г. и закончен через двадцать лет. Его установили в год смерти скульптора на одной из площадей Парижа.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer