Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Майоль Аристид » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Майоль Аристид (1861—1944)
Французский скульптор. В молодости занимался живописью, изготавливал гобелены. В зрелом возрасте обратился к скульптуре. В своих произведениях Майоль опирался на древнегреческое наследие и в то же время сохранял жизненную конкретность образов, стремился к обобщенности пластических объемов, добивался гармонии материально-весомых, порой грузных форм, плавности силуэта и целостности скульптурной поверхности. Изображая, главным образом, обнаженную женскую фигуру, воплощая в ней свой идеал прекрасного человека, Майоль в то же время передавал или ощущение созерцательного покоя, или присущее натуре динамическое начало. Подолгу работая над каждым произведением, Майоль стремился связать символическое содержание образов с современностью, а их художественное решение — с окружающей средой. Гуманистическое искусство Майоля оказало влияние на творчество многих крупных скульпторов XX в.
 
Эпоха, стиль, направление символизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бачурина И. Мастера французской скульптуры Аристид Майоль и Антуан Бурдель. — М.: Юный художник, 2001; Петрочук О.К. А. Майоль. — М., 1977; Апчинская Н.В. А. Майоль. — М., 1981.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=871



         Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль родился в 1861 г. на юге Франции в городке Баньюльс-сюр-Мер. Его отец был виноградарем, а дед рыбаком. В 1882 г., бросив учебу в колледже, Майоль уехал в Париж с намерением посвятить себя живописи. В последующие четыре года Майоль учится в Школе изящных искусств, а также в Школе декоративного искусства.
         Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль называл живопись Пюви де Шаванна. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 г. с искусством Поля Гогена; глубинные связи с его творчеством Майоль сохранит и в будущем.
         В это же время Майоль сближается с членами группы «Наби», считавшими себя последователями Гогена. Набийцы писали картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки для гобеленов. Майоля увлекла идея возрождения старинного ковроткачества. Он вернулся в родной город и организовал там мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Кроме гобеленов, Майоль создает на исходе века целую серию предметов прикладного искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой, украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных персонажей. Напряженная работа над гобеленами приводит к тому, что в 1899 г. Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он вынужден навсегда оставить любимое ремесло.
         В сорок лет Майоль самостоятельно обратился к скульптуре. Начал будущий мастер с небольших статуэток, отмеченных упрощенным декоративизмом в стиле модерн («Стоящая купальщица», 1900; «Сидящая женщина», ок. 1900).
         В 1901 г. Майоль приступил к работе над первой большой статуей. Она имеет два названия — «Средиземное море» и «Мысль» (1901—05). Работа была выставлена в осеннем Салоне Парижа в 1905 г. Успех ее был огромен. В удивительно пластичной, безупречной по композиции, выполненной в классических традициях скульптуре были заключены поэтичность, музыкальность, особое майолевское видение мира.
         В 1902 г. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку Майоля, был восхищён его работой «Леда» (1902). Это был невероятный успех, признание правильности избранного пути, более того — своеобразное благословение великого Родена.
         Поверив в свои силы, Майоль начал участвовать в конкурсах проектов памятников. В 1906 г. появляется монумент «Скованная свобода» (1905—06), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира. Таким Майоль представил памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Этой работой заказчики остались недовольны. Они попытались скрыть непривычный облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями.
         В 1908—10 гг. Майоль посетил Грецию, где на него сильнейшее впечатление произвели произведения архаики и ранней классики. Созерцая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер ощутил родство своего таланта с пластическим мышлением древних греков, почувствовал связь, прошедшую через тысячелетия. Одновременно Майоль осознал невероятный разрыв культур — древней и современной. «Что должен был я выбрать? — спрашивал себя скульптор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе...» Так появились «Помона» (1910) и «Флора» (1911—12) — спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ними последовали «Венера с ожерельем» (ок. 1918—28), самая лиричная и женственная из майолевских богинь, и «Иль-де-Франс» (1920—25) — высшее достижение всего майолевского творчества.
         Еще в 1912 г. Майоль начал работу над памятником французскому художнику-постимпрессионисту Полю Сезанну. (Примечательно, что Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимался памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он нашёл приют в парижском саду Тюильри.
         В тридцатые годы Майоль создает ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные «первоначала» природы — землю, воду, воздух. Этот замысел нашел воплощение в статуях «Гора» (1935—38) и «Река» (1939—43).
         В эти же годы мастер работал над единственной в его творчестве групповой композицией, позже названной «Три грации» (1930—38). Сам Майоль называл ее «Нимфы цветочных лугов». Она состоит из трех обнаженных женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов.
         Последняя монументальная статуя Майоля — «Гармония» (1940—44) — создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньюльса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить «вечно человеческое» и «волновать сердца людей». «Гармония» осталась незаконченной — в 1944 г. Майоль скончался после автомобильной катастрофы.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer