Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Дали Сальвадор » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Дали Сальвадор (1904—1989)
Испанский живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист. Крупнейший представитель сюрреализма. Свой художественный метод сам художник определил как «спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». Образы сновидений, фантазии расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Творчество Сальвадора Дали занимает уникальное место в художественной культуре XX в.
 
Эпоха, стиль, направление сюрреализм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Дали С. Дневник одного гения. — М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. — М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. — М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. — М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. — М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. — Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. — М., 1997.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1.— М.: Белый город, 2006; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигерас, на северо-востоке Испании, в семье нотариуса. Сальвадор рано начал рисовать, устроив мастерскую в бывшей прачечной на чердаке своего дома.
         Уже в 1918 г. Дали представил две работы на выставке художников в Фигерасе. В 1922 г. Дали поступил в мадридскую Королевскую академию изящных искусств, однако в 1926 г. был исключен за дерзкое поведение. Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений.
         Приехав в Париж в 1929 г., Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В том же году он соединил свою судьбу с Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала {франц. «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. В конце 1920-х гг. сложился его «параноико-критический метод», который сам художник определил как «спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». Образы сновидений, фантазии расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности («Солнечный стол», 1936). Сливающиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью. Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики («Постоянство памяти», 1931). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х гг. ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании», 1936; «Осенний каннибализм», 1936).
         В 30-х гг. Дали много путешествовал — ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновлённых фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных. Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. В этот период живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном («Археологические реминисценции на тему «Анжелюса» Милле», 1933—35).
         В 1934 г. возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 г. произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 г. художник эмигрировал в США. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную и историческую тематику, который был продолжен после возвращения на родину («Искушение св. Антония», 1946; «Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Святого Иоанна Креста», 1951; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1959). Эти и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949) и «Атомистический крест» (1952), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной.
         После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке. В Фигерасе в здании муниципального театра, большая часть которого стояла в руинах со времён гражданской войны, Дали сотворил свой Театр-музей. Здесь выставлены не только картины, но и «Дождливое такси» (старый «кадиллак», в котором «идёт дождь», если опустить монету), и розовая софа в форме губ американской актрисы Мей Уэст, и другие экспонаты.
         В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом — Большим крестом Карлоса III — Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г. умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась не под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца дней он жил затворником.

Изображения

Мировая художественная культура XX в.
Литература XX в.
Музыка XX в.
История XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer