Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Дени Морис » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Дени Морис (1870—1943)
Французский живописец, один из основателей группы «Наби», ее главный теоретик. Искусство Дени, тесно связанное с символизмом и стилем модерн, тяготеет к монументальным формам и декоративной гармонии, проникнуто смутными, зыбкими, подчас религиозно-мистическими настроениями. Дени писал религиозные и мифологические картины, портреты, пейзажи, выполнял росписи зданий, рисунки для витражей и гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации. Как теоретик утверждал главенство декоративного цветового начала в живописи.
 
Эпоха, стиль, направление символизм, группа "Наби"
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Костеневич А. Боннар и художники группы «Наби». — СПб., 1996; Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. — М., 1994.
Источники Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004; Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006.



         Морис Дени родился в 1870 г. в Гранвиле (Нормандия). Получил классическое образование в лицее Кондорсе, где встретился с Эдуардом Вюйаром, Ксавье Русселем и Люнье-По. В 1888 г. Дени поступил в академию Жюлиана, а затем в Школу изящных искусств в Париже. В академии Дени знакомится и сближается со своими будущими единомышленниками — Пьером Боннаром, Полем Серюзье и Полем Рансоном.
         В 1888 г. была образована группа «Наби» (от древнеевр. «нави» — «вестник», «пророк»), одним из основателей которой стал Дени. В группу вошли друзья Дени — Вюйар, Боннар, Серюзье, Рансон и др., позднее к ним присоединился Феликс Валлотон. Вдохновленные примером Гогена, молодые художники искали новых путей в искусстве. Они стремились к упрощению и обобщению цвета и рисунка. Сознательно отказавшись от идеи привлечь зрителя сюжетом картины, в живописи они хотели выразить чувство через форму, оперируя большими плоскостями чистого цвета.
         В 1890 г. Дени написал манифест группы «Наби», который был напечатан в журнале «Лар э критик» («Искусство и критика»). В этот период художник сближается с писателями-символистами, иллюстрирует их книги. Как и другие художники группы, Дени работает в различных областях искусства: делает эскизы ковров, картоны для витражей и мозаик, расписывает керамику.
         В 1890-е гг. живопись Дени отличается своеобразием и оригинальностью («Свадебная процессия», ок. 1892), несмотря на сильное воздействие искусства итальянского Возрождения, в особенности после поездок в Тоскану и Умбрию, которые художник предпринял в 1895 и 1897 гг. Дени пишет религиозные («Встреча Марии и Елизаветы», 1894) и мифологические («Музы», 1893) картины, портреты («Семья Меллерио», 1897), пейзажи («Весна», ок. 1894—99). Искусство Дени, тесно связанное с символизмом и стилем модерн, тяготеет к монументальным формам и декоративной гармонии. В картинах художника предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом. Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, «распластанные» на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают его полотна в декоративные гобелены («Марфа и Мария», 1896).
         В дальнейшем произведения Дени становятся более манерными («Танец (Вечное лето)», ок. 1905; «Галатея», 1917). Тем не менее его слава растет. Художник получает много заказов.
         Значительное место в творчестве Дени занимает монументально-декоративная живопись. Первые произведения этого жанра относятся к середине 1890-х гг. В 1908—09 гг. по заказу московского коллекционера И.А Морозова художник выполняет серию декоративных панно «История Психеи» («Пролетающий Амур поражен красотой Психеи», «Психея обнаруживает, что ее возлюбленный — Амур»). Цикл, состоящий из одиннадцати произведений, предназначался для украшения концертного зала дома Морозова на Пречистенке. В работе над серией мастер следовал эскизам, выполненным во Флоренции на вилле Белла-Виста.
         В 1913 г. Дени расписывает плафоны в театре на Елисейских полях, в 1917 г. работает в церкви Сен-Поль в Женеве, в 1924 г. расписывает купол Пти-Пале в Париже, в 1928 г. — плафон лестницы здания Сената в Париже, в 1936—39 гг. создает декоративные полотна для Дворца Наций в Женеве.
         С юных лет Дени был одержим идеей писать религиозную живопись («Несение креста», 1889). По его мысли, искусство изобразительными средствами должно воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности. Верный этой идее, он в 1919 г. основал «Мастерские церковного искусства».
         В 1932 г. Дени становится академиком.
         Помимо живописи и графики, Дени внес большой вклад в теорию искусства. Художник был главным теоретиком группы «Наби». Его взгляды на искусство изложены в работах «Теории» (1913) и «Новые теории» (1922), оказавших значительное влияние на молодых художников. В 1932 г. Дени опубликовал книгу «История религиозного искусства».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer