Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Э » Энсор Джеймс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Энсор Джеймс (1860—1949)
Бельгийский живописец и график английского происхождения, представитель символизма. Один из основателей брюссельской «Группы двадцати», член антверпенского объединения «Современное искусство». Удостоен титула барона. От изображения жизни буржуазии в ранний период творчества Энсор со временем перешел к мрачным символико-фантастическим композициям с изображением гротескных масок и скелетов. Большинство его живописных и графических работ откровенно сатиричны, исполнены хлесткого и горького юмора. Они едко высмеивают все сферы общественной и политической жизни. Творчество Энсора оказало влияние на живопись XX в.
 
Эпоха, стиль, направление символизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. — М., 1994; Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М.,1999.
Источники Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004; Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.3. — М.: Белый город, 2006.



         Джеймс Энсор родился в 1860 г. в Остенде (Бельгия). Еще ребенком научился писать акварелью. В 1877 г. Энсор поступил в Брюссельскую академию художеств. Через три года он вернулся домой и начал работать самостоятельно. Вначале он увлёкся импрессионизмом («Мальчик с лампой», 1880). Однако искусство старых голландских и фламандских мастеров, с работами которых художник познакомился в Брюсселе, оказало на него не менее сильное влияние (это чувствуется в полотне «Пропойцы», 1883).
         Энсор ведет дела в устричной лавке своей матери, в свободное время занимаясь живописью (он устроил себе мастерскую над лавкой). На всех, кто приходил в эту мастерскую, она производила неизгладимое впечатление странным нагромождением кукол, масок и всякого рода амулетов, предоставлявших своеобразную питательную среду для фантазии художника.
         В 1883 г. Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. От изображения жизни буржуазии художник перешел к мрачным символико-фантастическим композициям с изображением гротескных масок и скелетов («Скелет в мастерской», 1900; «Старуха с масками»).Тема, начатая живописцем в 1883 г., — взгляд на человеческое общество как на маскарад («Отчаянье Пьеро»). В окружении невообразимых масок художник изобразил себя на автопортрете 1889 г. («Энсор с масками»). В его творчестве гротескный образ-символ маски на лицах людей раскрывает сложность, многоликость, непредсказуемость эмоционального мира человека, зачастую становится символом лицемерия окружающего общества («Странные маски», 1892; «Маски, сражающиеся за тело повешенного»).
         Эта тенденция в творчестве Энсора проявилась как в живописи, так и в офорте, которому художник отдал много сил («Собор», 1886). Большинство его живописных и графических работ откровенно сатиричны, исполнены хлесткого и горького юмора («Скелеты, пытающиеся согреться», 1899; «Плохие доктора»). Они едко высмеивают все сферы общественной и политической жизни.
         Энсор был одним из организаторов «Группы двадцати» и постоянно выставлял свои произведения в её брюссельском салоне. Однако даже в кругу единомышленников он не всегда находил понимание. Энсора называли импрессионистом, символистом, экспрессионистом, предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства, усматривали в его творчестве цитаты из Брейгеля и Босха. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Лишь в 1908 г. друг художника бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора.
        
         Все свое вдохновение и талант Энсор вложил в большое программное полотно «Въезд Христа в Брюссель» (1888), в котором образ из христианской истории и картина современной действительности, изображенная в зловеще-гротескном плане, противопоставлены как два чуждых мира — возвышенный и бездушный, истинный и ложный, мифический и современный. В экспрессивно-утрированной манере переданы возглавляющий въезд оркестр, беснующаяся толпа с лозунгами и знаменами, искаженные лица-маски горожан («Въезд Христа в Брюссель», фрагмент).
         Интерес художника к созданию образов обобщающего философского содержания сформировался под влиянием эстетики европейского символизма конца XIX в., а также известного бельгийского писателя М. Метерлинка. Характерный для символистов образ смерти как некоего призрачного неизбежного фантома Энсор трактует в гротескном плане («Смерть, преследующая человеческое стадо», 1896 ; «Смерть и маски»).
         Яркие, неожиданные по сопоставлению цветовых зон полотна Энсора предельно выразительны в своем решении, не нарушающем, однако, общую конструктивность формы («Скелеты, дерущиеся из-за селедки»).
         80-е гг. стали вершиной творчества Джеймса Энсора. Позднее он только повторял уже найденные решения и не искал новых путей. Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей. Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, после которой он получил титул барона.
         Драматический характер живописи Энсора, ее мощное эмоциональное воздействие импонировали немецким художникам-экспрессионистам. Творчество Энсора оказало влияние на европейскую живопись XX в.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer