Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ч » Чюрлёнис Микалоюс » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Чюрлёнис Микалоюс (1875—1911)
Литовский живописец, близкий к символизму, классик литовской национальной музыки. Создавал пронизанные поэзией и музыкой картины на мотивы литовского фольклора, индийской философии и мифологии.
 
Эпоха, стиль, направление символизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Скляренко В., Иовлева Т., Рудычева И. Сто знаменитых художников XIX—XX вв. — Харьков: Фолио, 2002.



         Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился в Литве, в городе Ораны (ныне Варена), детство провел в Друскининкае. Под влиянием отца-органиста он получил музыкальное образование. Только в двадцать восемь лет, написав уже несколько музыкальных произведений, Чюрлёнис поступил в частную школу живописи и художественных ремесел в Варшаве, а в 1904 г. стал студентом Варшавской школы изящных искусств. Чтобы серьезно изучить изобразительное искусство, он посетил Дрезден, Вену, Мюнхен, Прагу и другие города, где осматривал музейные собрания и картинные галереи.
         Период творческой активности мастера продолжался недолго — с 1903 по 1909 гг. В эти годы в европейской, а особенно в польской живописи царил символизм. Чюрлёнис органично примкнул к этому течению. В скором времени он создал свой собственный мир видений и грез, звучащих линий и красок («Окно», 1904—05). Уже в первых полотнах мастера возникают образы, представляющие собой «условные знаки, намеки, зыбкие символы голосов подсознательного». В своем творчестве Чюрлёнис обращается к литовскому фольклору, индийской философии и мифологии («Из цикла «Сотворение мира»», 1905—06; «Из цикла «Знаки Зодиака»», 1907). Он задумывается над «проклятыми» вопросами: смысл и трагедия жизни, тайна смерти, неотвратимость рока — все это в той или иной степени находит отражение в его картинах («Вечность», 1907).
         Картины Чюрлёниса пронизаны поэзией и музыкой, стремлением разрушить барьеры между различными видами искусства и соединить их в художественное целое, отражающее сложный мир человека и природы («Истина», 1905). Так, эмоциональное состояние человека художник пытается выразить через формы музыкальных произведений. Он называет свои картины сонатами, прелюдиями и фугами. В живописных «сонатах» Чюрлёнис использует композиционную структуру этого жанра и сохраняет основные принципы развития темы. Динамичное аллегро (итал. «веселый», «живой») переходит в спокойное анданте (итал. «идущий шагом») и заканчивается скерцо (итал. «шутка»), бурным или драматичным, и финалом. По такому принципу построены написанные в 1907 г. циклы «Соната солнца» («Соната солнца: Аллегро», «Соната солнца: Скерцо»), «Соната весны» («Соната весны: Анданте») и некоторые другие работы. Скерцо из «Сонаты весны» — триумф пробуждающейся природы. Вся картина словно соткана из золотисто-зеленых оттенков, контрастных на переднем плане и мягких, прозрачных в глубине. Весенняя природа представляется Чюрлёнису зачарованным садом, затаившимся в тихом ожидании цветения («Из цикла «Весна»», 1907—08).
         В произведениях Чюрлёниса постоянно присутствуют мифологические и сказочные элементы («Сказка королей», 1908—09). Многочисленные сказочные циклы повествуют о стремлении к добру и красоте, тяготении мятущейся души к неизведанному, высокому и прекрасному («Путешествие принца», 1907).
         Есть в творчестве Чюрлёниса и удивительные лирические пейзажи и пейзажные фантазии, пронизанные тонким поэтическим чувством. Триптих «Райгардас» (1907—08) — это конкретный пейзаж окрестностей Друскининкая, полный мечтательной меланхолии, мягкий и декоративный. Но уже в цикле «Лето» (1907—08) реальные деревья становятся материалом для создания обобщенной образной конструкции, основанной на ритмических повторах и чередовании пластических элементов. Этот и другие циклы, изображающие времена года («Весна», 1907—08; «Зима», 1906—07), воссоздают не столько реально увиденные художником моменты жизни природы, сколько обобщенные образы зимы, лета, весны, пропущенные через призму его восприятия. Искусствоведы часто называют их «пейзажами души».
         Безудержная фантазия заставляла Чюрлёниса вводить в пейзажи сказочно-фантастические элементы, создающие неповторимый эффект. Так, в картине «Жемайтийское кладбище» (1909) в вершинах деревьев, нависших над резными деревянными крестами, видятся две гигантские сказочные птицы-стражи.
         Осенью 1909 г., стремясь к известности, Чюрлёнис переехал в Санкт-Петербург. Напряженная работа и нищенское существование вызвали у него тяжелую душевную болезнь. Последний год жизни он провел в лечебнице под Варшавой, где умер в возрасте 36 лет. Посмертно к художнику пришло признание. В 1912 г. в Вильно (ныне Вильнюс) была открыта первая большая выставка работ мастера, а в Санкт-Петербурге состоялся концерт его музыкальных произведений. Чюрлёнис стал первым литовским художником, получившим известность за пределами своей маленькой страны.

Изображения

Мировая художественная культура XX в. (первая четверть)
Литература XX в. (первая четверть)
Музыка XX в. (первая четверть)
История XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer