Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Руссо Анри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Руссо Анри (1844—1910)
Французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма, или так называемого наивного искусства. Писал портреты, сцены повседневной жизни, виды Парижа, натюрморты с букетами цветов, а также исполненные наивной непосредственности фантастические пейзажи. Произведения Руссо представляют собой условные композиции с плоскостными, твердо очерченными формами, застылыми движениями персонажей и буквальной точностью воспроизведения деталей. Картины Руссо написаны насыщенными, яркими и нарядными красками. Творчество Руссо способствовало признанию художественной ценности примитивизма и использованию его выразительных средств.
 
Эпоха, стиль, направление примитивизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Бродская Н. Анри Руссо. — Л., 1977; Валье Д. Анри Руссо. — М., 1995; Перрюшо А. Таможенник Руссо. — М., 1994.
Источники Импрессионизм (иллюстрированная энциклопедия). / Сост. И.Г. Мосин. — СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2004; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Анри Жюльен Феликс Руссо родился в 1844 г. в Лавале в семье жестянщика. Анри не получил специального образования и, как он сам напишет впоследствии, «из-за скромного достатка родителей был вынужден заниматься не тем ремеслом, к которому его влекла склонность к художествам». Чтобы вырваться из отцовского дома, он в 1864 г., не закончив лицей, ушел на военную службу. Этот период жизни художника мало изучен, о нем почти не сохранилось сведений; вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом в Мехико.
         После демобилизации в 1868 г. Руссо поселился в Париже, в ремесленном квартале Плезанс. В 1870 г. он поступил на службу в качестве мелкого чиновника в таможенное ведомство Парижа: служил сначала в речной таможне на набережной Отей, затем — в таможне у заставы Ванв. Отсюда его прозвище — «таможенник», в сознании многих любителей искусства неразрывно связанное с его настоящим именем.
         В 1884 г. Руссо вышел в отставку и лишь после этого смог полностью посвятить себя живописи. В эти годы он много работает, словно пытаясь наверстать упущенное, регулярно копирует в Лувре.
         В 1885 г., на сорок втором году жизни, Руссо впервые выставил свои картины в Салоне Независимых. Для него это было чрезвычайно важное событие: «Я выставляюсь, следовательно, я — художник», — говорил он. Дебют Руссо прошел тихо и незаметно, не считая того, что одну из его картин разрезали ножом; из художников один лишь Синьяк обратил внимание на его наивную живопись. В дальнейшем Руссо регулярно выставлял свои полотна в Салоне Независимых.
         Творчество Руссо принадлежит так называемому наивному искусству, или примитивизму. В его полотнах отразилось необычное, непринужденное восприятие мира художником, абсолютно свободное от догм академизма («Портрет Жозефа Браммера», 1909). Для произведений Руссо характерна буквальная точность воспроизведения деталей, каждая из которых даже на заднем плане выписана очень четко («Трапеза льва», 1907). Некая приподнятая, торжественная интонация сохранялась в творчестве Руссо, когда он работал практически во всех жанрах («Автопортрет-пейзаж», 1890). Его картины написаны нарядными, яркими красками; композиции ясные, простые, можно сказать, «аккуратные», при этом общее решение композиции совершенно условно («Ева и змей», 1905— 07). Жестко прочерченный контур, крепкие, плотно окрашенные формы, однородный блеск глянцевой поверхности создают впечатление особой устойчивости, ремесленной прочности изображения («Автопортрет с керосиновой лампой», 1903). Персонажи, даже если они в движении, кажутся застывшими, взгляд их пристален («Игра в мяч», 1908).
         Художник часто копировал фигуры с журнальных картинок и открыток. При этом тривиальные прототипы массовой культуры претворялись Руссо в визионерские образы-грезы, которым он сознательно стремился придать «нечто египетское», т. е. ощущение вечности («Война», 1894; «Спящая цыганка», 1897). В портретах Руссо варьировал готовые иконографические схемы — от семейных фотографий «на память» до академического жанра костюмированного портрета-аллегории («Муза, вдохновляющая поэта», 1909 ).
         Руссо преклонялся перед природой, ее бесконечным и непостижимым разнообразием. «Ничто так меня не радует, как наблюдать и изображать природу, — писал он Арсену Александру. — Вы себе не можете представить, что когда я еду в деревню и повсюду вижу солнце, зелень и цветы, то говорю себе: «Неужели все это принадлежит мне?!». Пейзаж составляет основу творчества Руссо. Ни одного художника не волновали так дрожание или покой листвы, различие и своеобразие ее форм и цветовых оттенков. «В ясные дни он отправлялся на прогулку по лесу в окрестностях Парижа, чтобы набрать охапку листьев, которые затем рисовал», — вспоминал позднее его друг Гийом Аполлинер. В отличие от своего современника Поля Гогена, ему не нужно было покидать Париж, чтобы отыскать потерянный рай вдали от цивилизации, на диких островах Океании: он нашел его в самом центре Парижа.
         С 1904 г. воображение Руссо занимают картины тропических лесов («Экзотический пейзаж»,1908), схваток хищников в джунглях («Битва тигра и буйвола», 1908), охоты на диких зверей. Никогда не выезжая за пределы Франции, Руссо сочинял собственную экзотику «заморских стран», передавая свои фантазии с исключительной оптической отчетливостью («Заклинательница змей», 1907). Мир Анри Руссо — мир образов, не стесненных условностями, рожденных буйной, почти детской фантазией художника («Нападение ягуара на лошадь», 1910). Создавая таинственный и загадочный мир своих воображаемых джунглей, Руссо, вероятно, черпал вдохновение из многочисленных посещений парижского ботанического сада. Его внимание сосредоточивалось, главным образом, на придумывании, сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры. Это свойство его живописи позволяет рассматривать творчество Руссо в русле постимпрессионизма. В картине «Сон», написанной Руссо незадолго до смерти, два уровня воображаемой реальности сливаются в одной композиции: пышная растительность, сказочные цветы, плоды и птицы окружают гранатовое канапе грезящей красавицы. Эта галлюцинаторная достоверность в передаче вымышленного мира будет по-своему оценена сюрреалистами.
         Наивный стиль картин Руссо привлек к себе внимание лидеров парижского авангарда. Художником-самоучкой восхищались Гоген, Дега, Пикассо и другие известные мастера, которых трогала его абсолютная искренность. Сам Руссо чрезвычайно гордился своими работами. Но большинство современников относились к творчеству «таможенника Руссо» иронически, не воспринимая его всерьез. «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов», — эти слова Руа из статьи 1895 г. точно и до конца дней определили его непростую жизнь. Художник, сам нередко называвший себя «выдающимся», «известным во всех салонах Парижа», порой не имел денег на приличный обед. Многие его полотна постигла печальная судьба: проданные за бесценок или отданные в уплату долгов, они были заброшены новыми владельцами на многие годы в кладовки и чуланы. Мы до сих пор не знаем, как выглядели многие полотна, упомянутые в каталогах и записных книжках художника. Только в 1923 г. в Париже, в мастерской декоратора нашли «Спящую цыганку»; лишь в 1944 г. в крестьянском амбаре была обнаружена свернутая в рулон «Война».
         Личная жизнь Руссо была сложной и трагичной. О ней он предпочитал не распространяться ни в разговорах, ни в дневниках. Он женился первый раз в 1869 г., в возрасте 25 лет, на Клеманс Буатар, которая родила ему девятерых детей. Семь из них умерли в младенчестве от туберкулеза, а в 1888 г. скончалась и сама Клеманс. Лишь через одиннадцать лет художник женился вторично — на Жозефине Нури.
         Руссо был всесторонне одаренным человеком, он создал несколько литературных произведений — мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна, а также писал музыку и играл на скрипке.
         Умер Руссо в 1910 г. в Париже. На его могиле лежит камень, на котором скульптор Бранкузи выгравировал эпитафию, написанную Аполлинером:
         «Милый Руссо, ты нас слышишь?
         Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, господин Кеваль и я.
         Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам.
         Мы доставим тебе кисти, краски, холсты,
         Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины,
         Ты посвятил живописи,
         И чтобы, как когда-то меня,
         Ты написал звездный лик».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. XX в. (первая четверть)
История XIX в. XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer