Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Матисс Анри » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Матисс Анри (1869—1954)
Французский живописец, график, скульптор. Крупнейший представитель и лидер фовизма. Создавал плоскостные композиции, основанные на гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: в картинах мастера звучные цвета ложатся на холст обширными плоскостями, заключенными в четкий контур, линия обретает выразительность изгибающейся арабески. Добиваясь синтеза формальных живописных элементов, художник строит композиции из чистого, насыщенного цвета и форм, лишенных объема, тяжести, фактуры. Создавал произведения монументальной живописи. Много работал в области графики (рисунок, офорт, линогравюра, литография), скульптуры, керамики, иллюстрировал книжные издания, оформлял интерьеры. В поздний период творчества часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги. Своим искусством утверждал вечные ценности бытия, воссоздавая его праздничную сторону — мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Творчество Матисса оказало значительное влияние на современное искусство.
 
Эпоха, стиль, направление фовизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Матисс [Сб. статей] / Пер. с франц. и нем. — М., 1958; Алпатов М.В. Матисс. — М., 1969; Зубова М.В. Графика Матисса. — М., 1977; Эсколье Р. Матисс / Пер. с франц. — Л., 1979; Арагон Л. Анри Матисс. — Т. 1— 2. — М.: Прогресс, 1981; Матисс А. Заметки живописца. — СПб.: Азбука, 2001; Эссерс В. Матисс. — М.: Арт-родник, 2004; Апель К.О. Матисс. — М.: Олма медиа групп, 2007.
Источники Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003; Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т. 2. — М.: Белый город, 2006.



         Анри Матисс родился в городке Като-Камбрези на севере Франции. Его отец, торговец зерном и владелец лавки, мечтал видеть сына адвокатом. В 1888 г. Матисс благополучно выдержал экзамен на факультете права в Париже и, вернувшись на родину, поступил в адвокатскую контору. Но вскоре он увлёкся живописью. Успехи на курсах рисования и поддержка учителей сломили упорство отца: Матисс получил родительское благословение на отъезд в Париж для занятий искусством. В 1892 г. художник посещал вечерние курсы Школы декоративного искусства, где подружился с Альбером Марке, а затем поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. В этот период будущий мастер много копирует в Лувре; он проходит через увлечение импрессионизмом и неоимпрессионизмом, не забывая при этом старых мастеров, прежде всего Шардена и Пуссена. На рубеже веков проявляет особый интерес к творчеству Сезанна, Ван Гога и Гогена, которые помогли ему найти свой стиль.
         В начале 1900-х гг. вокруг Матисса сложилась группировка художников, заявившая о себе на выставках 1905 и 1906 гг. и получившая название фовистов (от франц. fauves — «дикие»). В нее входили Андре Дерен, Жорж Руо, Альбер Марке, Морис де Вламинк и другие художники.
         В 1905 г. в Осеннем салоне Матисс выставил несколько картин, среди них — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904—05), а год спустя в Салоне Независимых представил свое первое крупное декоративное панно — «Радость жизни» (1905—06), ставшее гимном фовизма. Совершенно не похожие на произведения салонных художников, эти полотна вызвали насмешки и резкие нападки со стороны парижской публики.
         Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним... Запомните своё первое впечатление... Это чувство — самое главное».
         Живописец окончательно отказался от смешения цветов, светотени и мелких деталей — ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. «Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введёт в пластический язык», — говорил Матисс.
         К 1908 г. Матисс вступил в пору творческой зрелости. В этом году он опубликовал «Заметки живописца», в которых изложил свое творческое кредо, свои представления «об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном». На становление художественного языка Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой, мастерами итальянского Возрождения (путешествие в Италию в 1907 г.) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906 г., посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910 г.). В работах конца 1900 — начала 1910-х гг. Матисс достигает гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: звучные цвета ложатся обширными плоскостями, заключенными в четкий контур, линия обретает выразительность изгибающейся арабески. Добиваясь синтеза формальных живописных элементов, художник строит композиции из чистого, насыщенного цвета и форм, лишенных объема, тяжести, фактуры. Объемные предметы и узоры ковров, обоев, сосудов зрительно уравниваются, взаимодействуют как эквивалентные сгустки оптической энергии («Красная комната», 1908; «Натюрморт с голубой скатертью», 1909). К числу шедевров этого времени относятся панно «Танец» и «Музыка », созданные в 1910 г. для московского особняка С. И. Щукина. В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности.
         Поездка в Испанию зимой 1910—11 гг. отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Художественный музей, Базель). Впечатления от путешествий в Марокко (1912—13) оставили глубокий след в его творчестве; усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: «Вид из окна. Танжер»; «Зора на террасе»; «Вход в казбу», 1912).
         В период Первой мировой войны охватившее художника состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось в сумрачных, аскетичных полотнах; цветовая гамма сокращается до нескольких темных тонов, форма сводится к элементарным схемам прямоугольника, круга, овала, пересекающихся и параллельных линий («Вид на Нотр-Дам», 1914). Опыт почти абстрактного геометризма подводит Матисса к новым решениям интерьерных композиций: дверные проемы, оконные рамы, карнизы, балконные решетки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины («Художник и модель», 1917).
         С 1918 г. Матисс большую часть года проводил в Ницце. В его живопись возвращается радостная тональность залитых солнцем интерьеров, пышных букетов, экзотических орнаментов. В период 1920-х гг. его излюбленная тема — «одалиски»: распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1921). Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900 г.), работал в технике литографии. В 1920 г. оформил постановку балета Стравинского «Соловей».
         В 1930 г. Матисс провел три месяца на Таити. В том же году во время пребывания в США он получил заказ на декоративное панно для музея Барнеса в Мерионе. В этой большой трехчастной композиции прорисованные тонкой линией женские фигуры в сложных разворотах располагаются на активном фоне из розовых, синих и черных полос («Танец», 1931—33, Музей современного искусства, Париж). Станковые произведения этого периода обнаруживают стремление к величавому спокойствию и большой форме («Розовая обнаженная», 1935).
         С начала 1930-х гг. Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. В его живописи усиливается графическое начало: фигуры очерчиваются гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретает легкость, прозрачность, узор обозначается короткими штрихами, иногда процарапывается в красочном слое («Румынская блуза», 1940).
         Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. Соглашаясь с таким определением, французский писатель Луи Арагон справедливо добавлял: «...и света — в мире, терзаемом мраком». Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни.
         В 1941г. Матисс перенес тяжелую операцию, после которой почувствовал, что ему дарована «вторая жизнь»; художник испытал новый творческий подъем. В 1943 г., будучи прикованным к постели, он открыл новую живописно-графическую форму так называемых декупажей — композиций, созданных путем наклеивания вырезок из окрашенной гуашью бумаги. Из декупажей возник альбом «Джаз» («Икар»), изданный в 1947 г. Этим приемом Матисс создавал эскизы для витражей, керамических панно, ковров, а также крупные станковые работы, так называемые «вырезанные картины» («Зульма», 1950; «Синяя обнаженная IV», 1952).
         В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном («Интерьер с египетской занавеской», 1948). Композиции с женскими моделями обретают особую интимность, колорит насыщается светом («Две девушки в желтом и красном интерьере», 1947).
         В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить свою давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист. Стоящее на холме здание сияет белизной, а его бело-голубая крыша похожа на небо с облаками. Венчает капеллу ажурный металлический крест. Благодаря цветным витражам всё внутреннее пространство храма словно пронизано цветами неба. Капелла была построена для маленькой общины доминиканских монахинь, однако с момента открытия она стала местом паломничества туристов со всего мира.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer