Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Кокошка Оскар » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Кокошка Оскар (1886—1980)
Австрийский живописец, график, поэт и драматург. Представитель экспрессионизма. В произведениях Кокошки, отмеченных острой эмоциональностью и свободной импульсивностью манеры, ярким контрастным колоритом, воплотилось болезненно-трагическое ощущение мира. Городские пейзажи Кокошки воссоздают динамику и красочность природы, портреты – острохарактерные особенности модели.
 
Эпоха, стиль, направление экспрессионизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Скляренко В., Иовлева Т., Рудычева И. Сто знаменитых художников XIX—XX вв. — Харьков: Фолио, 2002.



         Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае (Австрия) в 1886 г. Его отец был золотых дел мастером из Праги, а мать – австрийкой, дочерью лесника. Вскоре семья переехала в Вену. По рекомендации своего школьного учителя Оскар в 1905 г. поступил в Школу прикладного искусства, а через два года начал работать в венских Художественных мастерских. Вскоре, однако, юноша увлекся литературой. Свою первую книгу («Мечтающие юнцы») он проиллюстрировал сам («Иллюстрация к книге «Мечтающие юнцы»», 1907). Следом были написаны две пьесы – «Сфинкс и чучело» и «Убийца, надежда женщин», которые, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были секс, насилие и антагонизм между мужчиной и женщиной.
         В 1908 г. работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы прикладного искусства. По той же причине он перестал получать заказы в Художественных мастерских.
         В 1910 г. удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, владельцем и редактором журнала «Буря». Кокошке поручили делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой.
         В 1911 г. Кокошка возвратился в Вену и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Наследник трона, правда, с негодованием заявил, что «этому господину нужно переломать кости».
         В 1912 г. Кокошка ушел из Школы прикладного искусства. Он выставил свои картины в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене. Кокошка был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской Школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности.
         Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк. Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах рядом с портретами известных актрис.
         Во время военных действий Кокошка был несколько раз ранен и контужен, что сильно подорвало его здоровье.
         После войны Кокошка уехал лечиться в Дрезден. В 1919 г. его назначают профессором дрезденской Академии художеств. Его здоровье улучшилось, и жизнь пошла в гору. В дрезденской Опере ставят спектакль по его пьесе «Убийца, надежда женщин». В 1922 г. его приглашают на венецианское биеннале.
         В 1924 г., заключив выгодный контракт с финансистом Кассирером, Кокошка уезжает в путешествие. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине. 1931 год принес ему большой успех, у него прошли выставки в Мангейме и Париже, где его тепло встретила публика.
         В 1932 г. Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника. К 1933 году его финансы истощились, и он переехал в Вену, а после смерти матери перебрался в Прагу, приняв чешское гражданство. Здесь он женился на «Ольге Павловске».
         В 1937 г. прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, но в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены из немецких музеев.
         Мюнхенское соглашение 1938 г. сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 г. они поселились в Корнуолле. Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году они перебрались в Лондон, однако город угнетал художника.
         После войны благосостояние Кокошки улучшилось. В 1945 г. он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой кроме его картин были представлены работы Климта и Шиле. В 1947 г. была большая ретроспективная выставка в Берне, а в 1952 г. его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции.
         В 1953 г. Кокошка возглавил международную летнюю Академию изобразительного искусства в Зальцбурге и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера. Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 г. прошла довольно незаметно.
         В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели («Портрет Адольфа Лооса», 1909). Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи («Супруга ветра», 1914). Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели («Франц Хавер», 1913). В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов («Девочка с куклой», 1921—22). В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром («Дрезден. Мост Августа», 1923; «Порт в Марселе»). Художник использует смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах («Лондон. Мост Ватерлоо», 1926; «Лондон. Вид Темзы I», 1926) . Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье («Красное яйцо», 1940—41), но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку («Озеро Леман с лодкой», 1957; «Гора», 1947) .

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer