Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Н » Нольде Эмиль » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Нольде Эмиль (1867—1956)
Немецкий живописец и график. Один из ведущих мастеров немецкого экспрессионизма. В своих произведениях (главным образом на религиозные темы), сочетающих фантастическое и конкретное, проникнутых мистической экзальтацией, напряженным внутренним драматизмом, Нольде использовал резкую деформацию и примитивизацию естественных форм, контрастные сочетания предельно светонасыщенных цветов. Писал также пейзажи, работал в области ксилографии, акварели, скульптуры.
 
Эпоха, стиль, направление экспрессионизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Эмиль Нольде. Полотна. Акварели. Графика: Каталог выставки. М.; Л., 1990.
Источники Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Эмиль Нольде (собственно, Ханзен) родился в 1867 г. в деревне Нольде на севере Германии. В 1884—88 гг. обучался резьбе по дереву на мебельной фабрике и в Школе художественной резьбы во Фленсбурге. В 1898—1900 гг. посещал художественную школу Ф. Фера в Мюнхене. В 1900-е гг. Нольде совершил поездки в Вену, Швейцарию, Париж (где занимался рисунком в академии Жюлиана), в Италию и Копенгаген. В 1903 г. поселился на острове Альсен. В 1906 г. Нольде примкнул к объединению «Мост», с которым был связан на протяжении полутора лет.
         В произведениях Нольде фантастическое сочетается с конкретным, возвышенное – с бытовым. Его работы проникнуты мистической экзальтацией, напряженным внутренним драматизмом; для большей выразительности художник использует резкую деформацию и примитивизацию естественных форм, контрастные сочетания предельно светонасыщенных цветов.
         К началу 1910-х гг. полностью складываются неповторимый творческий облик Нольде-экспрессиониста, драматическая напряженность его видения мира. В 1910—11 гг. художник создал серию пейзажей, а после 20-х гг. пейзаж стал одной из основных тем его творчества. Обычно у Нольде природные стихии — земля, вода, небо — сталкиваются друг с другом, словно стремясь слиться воедино. В серии «Осенние моря» он оперирует густо наложенными пластами красных, зеленых, ослепительно белых красок, тревожно вспыхивающих на почти черном фоне, создающих ощущение фантасмагоричности природы («Осеннее море VII», 1910).
         В работах, навеянных ночной жизнью Берлина («Танец среди свечей», 1912; «В кафе», 1911), появляется гротескно-фантастическое начало, получившее дальнейшее развитие в серии двухфигурных композиций с мифологизированными персонажами-масками.
         Важнейшее место в творчестве Нольде занимает библейская тематика («Христос среди детей», 1910). В 1911—12 гг. Нольде создает одну из самых значительных своих работ — большой девятичастный полиптих «Жизнь Христа» для церкви Нойкирхе в Нибюлле, в котором евангельские образы, парадоксально сочетающие грубую первозданность с острой гротескностью, наделены неистовой силой эмоций — от радостного озарения до боли и страдания, а патетическая сила красок достигает своего апогея («Распятие», 1912). Христианская тематика у Нольде непосредственно смыкается с сюжетами ночной жизни Берлина и с образами личной мифологии художника.
         В 1913—14 гг. Нольде совершил путешествие в Новую Гвинею в составе этнографической экспедиции. Маршрут пролегал через Россию, Корею, Японию, Китай. Богатые впечатления от знакомства с экзотикой Востока, культурой и бытом народов Океании выразились в пейзажах, натюрмортах с человеческими фигурами («Взволнованные люди», 1913). «Мои картины с первобытными людьми и акварели так правдивы и терпки, — писал Нольде, — что их немыслимо повесить в каком-нибудь благоухающем салоне».
         Вернувшись из поездки, Нольде в 1916 г. переселился в Утенварфе (Северный Шлезвиг). В период 1920—30-х гг. Нольде продолжал работать над ранее сложившимся тематическим репертуаром: северные пейзажи, типы-маски, композиции на библейские сюжеты. Его живописная концепция не меняется, но формы становятся более обобщенными, фигуры стягиваются в плотную композицию.
         С 1927 г. Нольде жил в деревушке Зеебюле (близ родной Нольде). В 1937 г. нацистские власти конфисковали 1106 работ Нольде (часть из них была сожжена) и запретили ему заниматься творчеством. Художник продолжал работать втайне, прибегнув к технике акварели. Сотни листов, созданных в период 1938—45 гг., получили название «ненаписанных картин». Работая преимущественно на пористой бумаге, предварительно увлажненной, он виртуозно использовал богатые возможности акварели. Под его кистью спонтанно возникали туманные, волнующие пейзажи, распускающиеся цветы, задумчивые или смеющиеся лица, фигуры загадочных, фантастических персонажей («Берег моря (красное небо, два белых паруса)»; «Красные облака», 1930) . Случайные наплывы и сгущения краски в соединении с целенаправленными мазками придают форме особую выразительность («Зеленое море, голубое небо»).
         После окончания войны, в 1945—51 гг., Нольде написал более 100 полотен по мотивам «ненаписанных картин». По его завещанию в Зеебюле был основан музей — фонд Ады и Эмиля Нольде.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. XX в.
Литература XIX в. XX в.
Музыка XIX в. XX в.
История XIX в. XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer