Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » К » Купка Франтишек » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Купка Франтишек (1871—1957)
Чешский живописец, работавший во Франции. Один из основоположников абстрактного искусства.
 
Эпоха, стиль, направление абстракционизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Франтишек Купка родился в 1871 г. в Опочно (Восточная Богемия). С 13 лет был подмастерьем у шорника, затем учеником мастера, писавшего вывески. В 1888 г. поступил в художественно-промышленное училище в Яромерже, в 1889 г. — в пражскую Академию художеств. В 1892 г. переехал в Вену, где продолжил обучение в Академии художеств и одновременно увлекся теософией. В 1896 г. обосновался в Париже и практически не покидал Францию до конца жизни. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах. В графических и живописных работах рубежа веков преобладает социально-критический пафос («Деньги», 1899, Нац. галерея, Прага). Одновременно писал спиритуалистические аллегории, характерные для символизма («Путь молчания», 1903, Нац. галерея, Прага).
         В 1911 г. Купка включился в созданную братьями Дюшан «Группу Пюто», в которую входили также Ф. Леже, Х. Грис, Ж. Метценже, А. Архипенко. С этого времени, отказавшись от сюжетной и аллегорической живописи, художник сосредотачивает внимание на решении формально-пластических задач. Под воздействием футуристической теории симультанности, а также знакомства с современными научно-техническими достижениями (хронофотография, рентгеновские лучи) Купка обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты («Женщина, собирающая цветы»», 1910—11, Музей совр. искусства, Париж).
         К 1911—12 гг. относятся первые абстрактные композиции художника («Этюд к языку вертикалей»). В абстракциях Купки радужные цвета располагаются по концентрическим пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свертывающихся и раскрывающихся пространств («Размещение графических мотивов», 1912—13).
         Большая серия «Горизонтальные и вертикальные планы» (1913—28) строится на сложных пересечениях призматических форм, в которых играют цвета преломленных световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готической архитектурой, музыкальной полифонией, космической гармонией («Собор», 1913, частное собрание).
         Длительное время Купка оставался одинокой фигурой во французском искусстве. Встретившись с Ван Дусбургом, в 1931 г. включился в объединение «Абстракция—Творчество». В полотнах этого времени преобладают ортогональные пересечения прямоугольных плоскостей и сегментов. Отвлеченная стереометрия сменяется в серии работ 1925—36 гг. комбинациями машиноподобных форм («Музыка», 1936).

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer