Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » П » Пикассо Пабло » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Пикассо Пабло (1881—1973)
Французский живописец, скульптор, график, сценограф, керамист, дизайнер. Испанец по происхождению. Жил и работал во Франции. Основоположник и крупнейший представитель кубизма. В разные периоды своего творческого пути обращался также к классике, сюрреализму. Много и плодотворно занимался графикой, создавал книжные иллюстрации, серии офортов, рисунки. Создавал театральные декорации и костюмы. Оформил интерьер капеллы в Валлорисе. Работал художником по керамике. Создавал скульптуры из гвоздей, болтов, обломков мебели, детских игрушек, предметов быта и гофрированного картона. Творчество Пикассо оказало значительное влияние на развитие изобразительного искусства XX века.
 
Эпоха, стиль, направление кубизм, сюрреализм, неоклассицизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Графика Пикассо [Альбом]. — М., 1967; Дмитриева Н.А. Пикассо. — М., 1971; Полевой В.М. П. Пикассо // Сб. Советское искусствознание ’82, вып. 2; Зубова М.В. П. Пикассо. Актеры и клоуны [Альбом]. — М., 1976; Пикассо [Серия: Великие художники] .— М.: Директ-медиа, 2010.
Источники Пикассо [Серия: Великие художники] .— М.: Директ-медиа, 2010; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.



         Пабло Пикассо родился в 1881 г. в Малаге на юге Испании. Его отец был учителем рисования, поэтому с самого раннего детства мальчик приобщался к искусству. В четырнадцать лет юноша поступил в Школу изящных искусств в Барселоне, однако вскоре покинул ее, разочаровавшись в рутинной академической системе обучения. Затем он учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но ушел и оттуда. Подлинной школой для него стала художественная жизнь Парижа, куда он впервые попал в 1900 г. Пикассо посещал музеи и выставки, изучал живопись старых мастеров. Ему прочили большое будущее на родине, но юный художник мечтал о Монмартре, куда стекалась творческая молодежь со всей Европы. Он приезжал в Париж в 1901 и 1902 гг., а в 1904 г. окончательно перебрался туда жить.
         В первых полотнах, созданных Пикассо в Париже, отмечаются черты импрессионизма, постимпрессионизма, академизма и сентиментализма. Большое влияние на творчество молодого художника оказали работы Тулуз-Лотрека, Дега, Гогена и других живописцев. Однако очень скоро Пабло нашел свой собственный художественный язык.
         Период с 1901 по 1904 гг. критики позже назовут «голубым» периодом творчества Пикассо: работы этого периода выполнены в почти монохромной (одноцветной) гамме голубых, синих и зеленых тонов. Тогда художник ещё не окончательно обосновался в Париже и часто жил и работал в Барселоне. Мотивы его произведений того времени необычны для французской живописи, но типичны для испанской традиции. Одиночество, обездоленность, физическое убожество персонажей не заслоняют их человечности, и взволнованно-сочувственное отношение художника к своим героям передаётся зрителю («Бедняки на берегу моря», 1903). Главное средство выразительности в работах Пикассо «голубого» периода — линия. Монохромность картин лишь подчёркивает напряжённую силу замкнутого контура.
         В Париже Пикассо сблизился с поэтами-авангардистами Г. Аполлинером, Ж. Кокто, П. Элюаром, а также с художниками молодого поколения и вскоре стал центральной фигурой этого сообщества.
         Постепенно в творчестве Пикассо «голубой» период сменился «розовым» («Девочка на шаре», 1905). Теперь в его палитре преобладают ало-золотисто-розовые тона, общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового» периода — бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы и трудов. Художник изображал их на фоне странных пустынных ландшафтов. Эта, казалось бы, реальная среда выглядит как иная планета, загадочное пространство, отделяющее его наивных и мудрых героев от всех остальных людей («Акробат и маленький Арлекин», 1905).
         В конце «розового» периода у Пикассо появились картины, навеянные античной классикой, — с обнажёнными юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905—06), с обнажёнными девушками. Здесь нет щемящей жалости, неприкаянности и трагизма. Поэзия античного мифа ещё не раз войдёт в творчество художника, постоянно возвращая его к непреходящим ценностям, к красоте, исполненной достоинства.
         Мастер обращался и к скульптуре, которую называл «комментарием к живописи», много работал в графике. Как и некоторые другие художники его поколения, он пленился африканской скульптурой, обнаружив в ней наивную чистоту и непосредственность, способные обновить художественное сознание («Портрет Гертруды Штайн», 1906).
         В 1907 г. в течение очень короткого времени Пикассо написал полотно «Авиньонские девицы», вызвавшее громкий скандал. С этой даты ведётся отсчёт истории кубизма.
         Кубизм — конструктивное упрощение человека, а также предметов и форм реального мира, универсальный язык живописи, который называют изобразительным эсперанто. Кубисты рационализируют все многообразие природных объектов до примитивно-грубых пространственных структур. Создавая объем на плоскости, выявляя строгие геометрические фигуры (куб, конус, цилиндр), они раскладывают сложные формы на простые. Трехмерное тело подается в оригинальной манере как ряд его плоскостных сторон, совмещенных воедино. Как подметил художник Хуан Грис, «кубизм задался целью отыскать в изображаемых объектах наиболее устойчивые элементы».
         Новый стиль, созданный совместно Пикассо и Ж.Браком, развивался в несколько этапов. Первый — «сезанновский» кубизм. Для него характерны серые, охристые, коричневые и зеленоватые цвета. Контуры формы прерывисты, а ее грани, подчеркиваемые жесткими тенями, выходят на зрителя. Большой цельный объект распадается на множество маленьких. Характерный пример этого рода — «Женщина с веером» (1908).
         Второй этап — «аналитический» кубизм (иначе называемый стереометрическим, или объемным), его примером служит «Портрет Амбруаза Воллара» (1910). Образ дробится на части, и каждый фрагмент отделяется от другого, рассредоточиваясь по поверхности холста. Полотно напоминает осколки разбитого зеркала, все еще хранящие отражение человека, посмотревшего в него последним.
         В 1913—14 гг. формируется новая фаза кубизма — «синтетический» кубизм, называемый также «кубизмом представления», который отличается декоративностью и контрастностью. На этом этапе чаще всего пишут натюрморты, а также предметы быта, музыкальные инструменты, афиши. Художественное пространство наполняется элементами расчлененного объекта, которые сталкиваются между собой, перекрываются или взаимопроникают друг в друга. Форма предстает в виде плоского отпечатка одновременно с разных сторон. Таково полотно «Скрипка и гитара» (1913). Разрабатывая этот вид кубизма, Пикассо и Брак старались добиться максимального разнообразия, поэтому использовали в своих произведениях дополнительные материалы: веревки, песок, куски газет и обоев и так далее.
         Несмотря на неприятие большинством зрителей его новых идей, картины Пикассо очень хорошо продавались, и с бедностью было покончено навсегда.
         В 1917—20 гг. Пикассо работает над созданием декораций и костюмов к спектаклям «Русского балета» С. Дягилева. Тесное сотрудничество с «Русским балетом» повлияло на художника, который в своем творчестве стал обращаться к изобразительным приемам и сюжетам классического искусства. В конце 1910 — начале 1920-хх гг. он создал ряд портретов, отличающихся почти энгровским изяществом рисунка. Примером может служить портрет танцовщицы русского балета Ольги Хохловой («Ольга в кресле», 1917), которая в 1918 г. стала женой живописца. В целом мастер вернулся к классике, хотя и своеобразной («Спящие крестьяне», 1919; «Женщины, бегущие по пляжу», 1922). Однако Пикассо работает и в других стилях; мастер, как всегда, плодовит и многогранен («Музыканты в масках», 1921).
         В 1925 г. Пикассо познакомился с живописью сюрреалистов. Сюрреализм — художественное воплощение непознаваемого, иррационального, соединение несоединимого, сближение несопоставимого, своего рода сверхреальность. Сюрреалист освобождает свой ум от всех логических структур и творит в состоянии обнаженного подсознания. Пикассо, как талантливый мастер, в каждое новое осваиваемое им направление вносил индивидуально-неповторимую манеру, тем самым обогащая тот или иной стиль искусства. Картины, созданные им в сюрреалистическом стиле, отличаются выразительностью пластичной линии, сложным декоративным колоритом, но при этом приобретают новые сюжетные трактовки и эмоциональные интонации («Танец», 1925). Полотно «Сон» (1932) может служить образцом целого пласта портретной живописи Пикассо.
         Параллельно с живописью Пикассо активно занимается скульптурой. Из проволоки он создавал композиции, а из гвоздей, болтов, обломков мебели, детских игрушек, предметов быта и гофрированного картона — фигуры.
         В 1936 г., когда в Испании началась гражданская война, Пикассо поддержал республиканцев, выступив против сторонников генерала Франко. Ночью 26 апреля 1937 г. германские самолёты разбомбили Гернику, маленький городок на севере Испании. Погибли две тысячи жителей, были уничтожены памятники старины, архивы. Пикассо незамедлительно откликнулся на это событие, написав картину «Герника» (1937). Полотно громадных размеров (почти восемь метров в длину и три с половиной в высоту) пронизано насилием, оно источает ужас и боль. Из всего многообразия цветов художник использовал здесь только белый, чёрный и серый. При символичности и иносказательности, при кажущейся незавершенности отдельных деталей картина разрушения выглядит потрясающе достоверно. Прямой противоположностью «Гернике» по настроению является живописный ансамбль (двадцать семь панно и картин), выполненный в 1946 г. для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе — курортном городе на Средиземноморском побережье Франции. Название панно в первом зале замка — «Радость бытия» — определяет тему всего ансамбля. Тут фавны, играющие на свирели, многочисленные обнажённые женские фигуры, обитатели моря и сказочные существа, живущие в гармонии с природой.
         На протяжении всей жизни Пикассо с увлечением занимался графикой («Скудный завтрак», 1904). «Я не знаю — хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик», — утверждал Пикассо. Изысканная, трепетная контурная линия отличает его офорты к произведению древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы» (1930). В 1933—34 гг. по заказу Амбруаза Воллара Пикассо создал сто офортов, которые были изданы отдельным альбомом под названием «Сюита Воллара». Мастер использовал разные приёмы: на одном листе рядом с лёгким контурным силуэтом могла появиться фигура, выполненная густой тёмной штриховкой. Дух разрушения, угроза мировой катастрофы, чутко уловленные художником, вылились в образы фантастических агрессивных чудовищ в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.). Тема «Художник и его модель», в которой воплотились размышления Пикассо о тайне жизни и искусства, проходит через всё творчество мастера. Ей посвящены офорты из «Сюиты Воллара» (сорок шесть листов называются «В мастерской скульптора», ещё четыре изображают «Рембрандта и молодую женщину») и не включённые в неё композиции, созданные тогда же. В цикле «Человеческая комедия» (1953—54) Пикассо вновь вернулся к этой теме.
         В 1947—57 гг. Пикассо жил в Валлорисе на юге Франции. Здесь в 1952 г. в старой, уже давно не действующей капелле, он расписал стены крипты — небольшого сводчатого коридора под алтарём. В одной композиции представлены персонажи и атрибуты «Войны» — похоронные дроги, силуэты погромщиков, сама Война с окровавленным ножом и рыцарь Мира, преграждающий ей путь. Другая изображает «Мир» — пляшущих и играющих человечков, крылатую лошадь. На стене в конце коридора — солнце с лучами-колосьями. В Валлорисе Пикассо увлёкся искусством керамики. На блюдах, вазах и чашах вновь и вновь появлялись его любимые персонажи — фавны и кентавры, тореадоры и фантастические женщины, быки и голубки. Керамические мастерские в Валлорисе, сохранив «марку» Пикассо, продолжают тиражировать изделия, придуманные художником.
         Испания и Франция с равным правом называют Пабло Пикассо «своим» мастером. Сам же он стал для современников воплощением понятия «художник XX века».

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer