Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Б » Брак Жорж » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Брак Жорж (1882—1963)
Французский живописец и график, скульптор. Первоначально писал пейзажи в духе фовизма. В 1908 г. вместе с Пикассо стал основателем кубизма. В почти монохромных кубистических композициях Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж. После 1917 г. постепенно отошел от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения. Выполнил серии цветных литографий, росписи церкви в Асси, плафоны залов в Лувре. В последних работах пришел к строго натуральному изображению природы.
 
Эпоха, стиль, направление кубизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006; Пикассо [Серия: Великие художники] .— М.: Директ-медиа, 2010.



         Жорж Брак родился в городе Аржантёй-сюр-Сен в 1882 г. Первые навыки живописи получил, помогая в мастерской своему отцу, художнику-декоратору. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. Тем не менее художник всегда настаивал на том, что был самоучкой, не имевшим академического образования.
         В 1905 г. Брак увлекся искусством фовистов, а год спустя дебютировал в «Салоне Независимых». Выставка Сезанна в осеннем Салоне 1907 г., а также знакомство с Пикассо и его картиной «Авиньонские девицы» явились переломным моментом в творчестве Брака. Испытав на себе это двойное влияние, а также, до некоторой степени, воздействие африканского искусства, Брак отходит от фовизма. В последующие годы в тесном сотрудничестве с Пикассо Брак вырабатывает новый художественный метод, положивший начало направлению кубизма («Дома в Эстаке», 1908).
         Кубизм — конструктивное упрощение человека, а также предметов и форм реального мира, универсальный язык живописи, который называют изобразительным эсперанто. Кубисты рационализируют все многообразие природных объектов до примитивно-грубых пространственных структур. Создавая объем на плоскости, выявляя строгие геометрические фигуры (куб, конус, цилиндр), они раскладывают сложные формы на простые. Трехмерное тело подается в оригинальной манере как ряд его плоскостных сторон, совмещенных воедино. Как подметил художник Хуан Грис, «кубизм задался целью отыскать в изображаемых объектах наиболее устойчивые элементы».
         С 1908 г. Брак, наряду с Пикассо, активно участвует в формировании кубизма. И уже не столько пейзаж, сколько жанр натюрморта широко используется им для новаций, хотя фактически проблема жанра снимается в искусстве Брака, и название «натюрморт» закрепляется за многими его произведениями скорее по традиции, ибо уловить какую-то принципиальную разницу между фигурой человека и предметом на картинах художника почти невозможно. И все же именно предметы — бутылки, стаканы, музыкальные инструменты, ноты — давали Браку материал для его кубистических композиций.
         Новый стиль развивался в несколько этапов. Первый — «сезанновский» кубизм. Для него характерны серые, охристые, коричневые и зеленоватые цвета. Контуры формы прерывисты, а ее грани, подчеркиваемые жесткими тенями, выходят на зрителя. Большой цельный объект распадается на множество маленьких («Натюрморт с музыкальными инструментами», 1908).
         Второй этап — «аналитический» кубизм (иначе называемый стереометрическим, или объемным). Образ дробится на части, и каждый фрагмент отделяется от другого, рассредоточиваясь по поверхности холста. Полотно напоминает осколки разбитого зеркала, все еще хранящие отражение человека, посмотревшего в него последним («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910; «Мужчина с гитарой», 1911).
         В 1913—14 гг. формируется новая фаза кубизма — «синтетический» кубизм, называемый также «кубизмом представления», который отличается декоративностью и контрастностью. На этом этапе чаще всего пишут натюрморты, а также предметы быта, музыкальные инструменты, афиши. Художественное пространство наполняется элементами расчлененного объекта, которые сталкиваются между собой, перекрываются или взаимопроникают друг в друга. Форма предстает в виде плоского отпечатка одновременно с разных сторон («Женщина с гитарой», 1913; «Натюрморт с вазой и газетой», 1913; «Композиция с трефовым тузом», 1913). Разрабатывая этот вид кубизма, Брак старался добиться максимального разнообразия, поэтому использовал в своих произведениях дополнительные материалы: веревки, песок, куски газет и обоев и так далее. Новый метод разрабатывается Браком и в так называемых «papiers collés» — коллажах на листах бумаги («Ария Баха», 1912—13; «Бутылка, стакан и трубка», 1913; «Натюрморт на столе: «Жилетт»», 1914).
         С началом Первой мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 г. получил ранение в голову. Он оправился после тяжелой операции и возобновил занятия живописью только в 1917 г. («Натюрморт с виноградом и мандолиной», 1927). С конца 1910-х гг. художник работал над большими сериями, или циклами, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива: цикл «Натюрморты на круглом столе», 1918—42 («Натюрморт на круглом столе», 1929); цикл «Камины», 1922—27; цикл «Бильярды», 1944—52 («Бильярд», 1945); цикл «Мастерские», 1949—56 («Мастерская IX», 1952—56).
         С 1931 г. Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. В 1930-х гг. художник, не оставляя жанра натюрморта, обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937). Эти работы наполняются скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния. Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагическим мироощущением и близки по духу классическим аллегориям («Черные рыбы», 1942).
         В живописи и графике 1950-х гг. образ птицы в полете развивается в самостоятельную тему («Расправив крылья», 1956—61). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность полей, равнин, морских побережий Нормандии подчеркивается сильно вытянутым горизонтальным форматом («Морской пляж. Варанжвиль», 1952; «Равнина», 1955—56). Заброшенные лодки, плуг, забытый на осеннем поле, обрастают в таких пейзажах богатыми ассоциациями, поднимаясь до уровня многозначительного символа («Плуг», 1962).
         Многогранный талант Брака проявился и в других сферах художественного творчества: в скульптуре, сценографии, гравюре, книжной иллюстрации.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer