Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Леже Фернан » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Леже Фернан (1881—1955)
Французский живописец, мастер декоративного искусства. В ранний период творчества примыкал к кубизму. В более поздних работах – с четко выделенными геометризированными формами, яркими, локальными цветовыми зонами – Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники. В дальнейшем Леже все более тяготеет к ясно выраженной сюжетной основе. Важное место в творчестве художника занимает тема труда и быта народных масс. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. Свои мечты о массовом, общедоступном искусстве воплотил в многочисленных монументальных работах – мозаиках, витражах, панно, созданных для целого ряда духовных и светских зданий.
 
Эпоха, стиль, направление кубизм, абстракционизм
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Фернан Леже: Каталог выставки. — М., 1963; Жадова Л. Фернан Леже: Мозаика, витраж, керамика, гобелен. — М., 1970; Диль Г. Фернан Леже. — Будапешт, 1985; Сагалович М. По следам Ф. Леже. — М., 1983.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Фернан Леже родился в 1881 г. в Аржантене в крестьянской семье. Обучался профессии архитектора в Канне (1897—99), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в Школе изящных искусств и в Академии Жюлиана. В 1908 г. Леже поселился в интернациональной колонии художников «Улей», где сблизился с монпарнасской группировкой кубистов «Золотое сечение». В его работах рубежа 1900—1910-х гг. натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объемам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Курильщики», 1911—12). В живописи 1913—14 гг. механоморфные фигуры выявлены четкими чертежными линиями и условной штриховкой («Ступени», 1913; «Будильник», 1914).
         В 1914—16 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. Был отравлен газом под Верденом, после длительного лечения вернулся к творчеству. После войны главной темой живописца стала техника, которую он воспевал как разумный мир надежных и слаженных форм, даже человеческая фигура уподоблялась механизму («Лодочник», 1918). Леже сформулировал и активно пропагандировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. В 1918—20 гг. художник приближается к абстракционизму: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции, имитирующие технические системы («Диски», 1918). В других работах того же времени разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм современной урбанистической среды («Буксир», 1920).
         В 1920 г. произошло знакомство Леже с пуристами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье), положившее начало дальнейшему сотрудничеству, а также с основателями группы «Стиль» Мондрианом и Ван Дусбургом. Увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в 1920—30-х гг. в разработке и реализации многих проектов в сфере архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино, книжной графики. В 1924 г. совместно с А. Озанфаном, М. Лорансен и А. Экстер Леже открыл свободную художественную школу, а в 1929 г. — Современную академию (совместно с Озанфаном). В 1932—35 гг. преподавал в академии «Гранд Шомьер».
         Начиная со 2-й половины 1920-х гг. в живописи Леже преобладает образ человека. Фигуры, очерченные широким движением скругленных линий, утрачивают сходство с роботами, приближаясь к известным образцам наивного искусства — глиняной и деревянной игрушке, надувным или мягким куклам-самоделкам («Чтение», 1924; «Танец», 1929). Таким образом, первоначальный техницизм перерастает в разновидность примитивизма.
         Опыт работы в кино («Механический балет», 1924) привел к серии своеобразных «монтажных» композиций, в которых средние планы сочетаются с укрупненными деталями, предметами, свободно висящими в пространстве («Джоконда и ключи», 1930).
         В период 1930-х гг. Леже много путешествовал. К этому времени относится ряд крупных работ монументального характера: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938). В станковых композициях 1930-х гг. очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935—39; «Композиция с двумя попугаями», 1935—39).
         В 1940—45 гг. Леже жил в США, где преподавал в Йельском университете и в калифорнийском колледже Миллса. Здесь, обратившись к сферам спорта, цирка, эстрады, городских развлечений, художник открыл новую пластическую тему — человеческая фигура, парящая или вращающаяся в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на желтом фоне», 1942; «Большие черные ныряльщики», 1944).
         Вернувшись в освобожденную Францию, Леже вступил в коммунистическую партию. В его живописи послевоенного времени преобладают образы рабочих, сцены труда и досуга людей из народа («Строители», 1950). Усиливаются праздничность, нарядность, характерные для народного искусства. Прием наложения прозрачных цветовых зон поверх контурного рисунка уподобляет такие композиции витражам («Большой парад», 1953).
         В конце 1940—1950-х гг. художник смог осуществить свои мечты о массовом, общедоступном искусстве в крупных монументальных работах: мозаики и витражи для церкви в Асси (1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955). Леже много работал также в области керамики, гобелена, театральной декорации, прикладной графики. После смерти художника усилиями его вдовы и друзей были созданы музеи Леже в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Иветт.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer