Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: мировая художественная культура Коллекция: русская и зарубежная литература для школыМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Моранди Джорджо » БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА


Моранди Джорджо (1890—1964)
Итальянский живописец и график. В ранний период творчества в течение нескольких лет примыкал к направлению метафизической живописи, выработав свой собственный вариант этого художественного стиля в жанре натюрморта. В дальнейшем Моранди вернулся к более привычным формам натюрморта и пейзажа. Для произведений Моранди характерны мягкое созерцательное настроение, ясная ритмичная упорядоченность композиции, тонкость блеклой, изысканной цветовой гаммы. Моранди много работал в области графики.
 
Эпоха, стиль, направление метафизическая живопись
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Библиография Джорджо Моранди: Каталог выставки. М., 1978.
Источники Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006.



         Джорджо Моранди родился в 1890 г. в Болонье. В 1907—13 гг. учился в болонской Академии художеств. Уже со студенческих лет Моранди стал приверженцем национальной классической традиции, внимательно изучал произведения Джотто, Мазаччо, Уччелло, Пьеро делла Франческа. Одновременно увлекался творчеством Сезанна, французских импрессионистов, проявлял интерес к новейшим авангардным течениям. В 1914 г. Моранди участвовал в выставке футуристов.
         В немногих сохранившихся ранних произведениях (большинство из них художник уничтожил в 1913 г.) ощутимо влияние Сезанна («Пейзаж», 1913). Натюрморты, написанные около 1916 г., организуются четкими вертикально-горизонтальными ритмами, тонкой нюансировкой хроматической гаммы («Натюрморт», 1916).
         В 1918 г. Моранди познакомился с метафизической живописью. В следующем году он встретился в Риме с Де Кирико и Карра. В течение этих двух лет художник, живший в одиночестве в Болонье, разработал свой собственный вариант метафизической живописи в жанре натюрморта.
         В метафизических натюрмортах Моранди предметы, гладко отшлифованные, утрачивают свою индивидуальность, обращаясь в некие анонимные геометрические праформы, условные модели реальных вещей. Голова манекена, плотно обтянутая кожей, белые бутылки, коробки, рулоны бумаги выглядят как муляжи, гипсовые слепки с натуральных объектов («Натюрморт», 1919). Линейки, обручи, шары столь же бесплотные, как и отбрасываемые ими тени, зависают в витрине с откинутой стеклянной стенкой («Натюрморт», 1918).
         В 1920 г. Моранди, отказавшись от приемов метафизической живописи, вернулся к привычным для него формам натюрморта и пейзажа («Натюрморт», 1920). В дальнейшем его творческая эволюция протекает плавно, без скачков. Сознательно ограничив круг тем и мотивов, художник внимательно исследует пластические качества однотипных объектов, обнаруживая в них огромные ресурсы художественной выразительности. Пейзажи, которые он регулярно писал летом в Гридзане и Роффено, отличаются исключительной тонкостью тональных модуляций («Пейзаж», 1935). Серебристые оттенки южной зелени, позолоченные солнцем стены домов, дороги и лужайки, добела промытые ярким светом, образуют изысканные красочные гармонии («Пейзаж», 1934; «Пейзаж», 1936). В лаконичных пейзажах, написанных в период Второй мировой войны, острое ощущение неповторимого мгновения перерастает в универсальное представление о сирой земной обители («Пейзаж», 1943).
         Вдумчивая созерцательность искусства Моранди в наивысшей мере проявилась в жанре натюрморта. Простые предметы — бутылки, графины, фляги, вазы, коробки — объединяются в тесные группы или выстраиваются параллельными рядами вдоль кромки стола («Натюрморт», 1951). Ровный пустой фон не устраняет глубину, а лишь нейтрализует ее; как при съемке телеобъективом, возникает размытая перспектива, концентрирующая внимание на переднем плане («Натюрморт», 1948). Заурядные предметы обнаруживают неожиданное богатство зрительных качеств и аспектов, поразительное разнообразие малого мира обыденных вещей («Натюрморт», 1943).
         В период 1920—30-х гг. Моранди особое внимание уделял свету и тени. Сосуды, погруженные в рассеянный сумрак, обретают монументальность обелисков, внушительность мраморных изваяний. Вертикальные блики, контрасты кьяроскуро, ступенчатый ритм чередования предметов по высоте придают особую торжественность этому параду вещей («Натюрморт», 1929).
         В натюрмортах 1950—60-х гг. плотно, почти без пауз расставленные вещи демонстрируют исключительную гармонию цветовых аккордов. Хрупкие пустотелые сосуды впитывают в себя свет, отфильтровывая из его спектрального состава тончайшие оттенки («Натюрморт», 1957). Натюрморты Моранди, строгие, замкнутые в себе, выявляют собственные законы зримой предметности, ее имманентного существования, самодостаточного и не нуждающегося в лирической экзальтации.
         Огромную часть наследия Моранди составляют офорты. В них паутина тончайших линий воссоздает зыбкую ткань световых лучей, являя подлинную зрительную природу объектов. С 1930 по 1956 гг. художник возглавлял кафедру гравюры в болонской Академии художеств. В 1948 г. стал действительным членом Национальной академии Св. Луки в Риме.

Изображения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в.
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в.
История XIX в. (четвертая четверть) XX в.

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer